Школы и детские сады Киева много лет назад превысили допустимые законом нормы до 30 учеников на класс и до 20 детей на группу детского сада. Тем не менее, проблема переполненности школ и детских садов не только не решается, она из года в год катастрофическими темпами усугубляется. Причина заключается в том, что в Киеве строят много жилых домов, но школы и детские сады, предназначенные для этих домов, остаются на бумаге.
В шаге от катастрофы: почему в Киеве не хватает школ и детских садов. Окончание

Национальная энциклопедия строительства ProfiDom.com.ua заканчивает публикацию анализа ситуации от портала «Экономическая правда», посвященного тому, сколько школ и детсадов нужно Киеву, сколько будет стоить их строительство, кто должен этим заниматься, сколько детей могут эффективно учиться в одном классе, что думает о проблеме правительство, виноваты ли застройщики и кто ответственен за наступающий кризис.

1. Почему школы и детсады остаются на бумаге

Зеленый свет на строительство жилых домов застройщику дает документ «Детальный план территории» (ДПТ) — план отдельного микрорайона города. Его разработка стоит дорого. Ранее, ДПТ заказывали застройщики, поэтому, могли влиять на то, где какие объекты будут расположены.

«Детальный план территории определяет ее назначение. Будет там жилье или коммерческая застройка, где будут детсады и школы. ДПТ содержит расчеты, сколько есть и сколько будет населения, сколько нужно инфраструктуры, — объясняет эксперт в сфере градостроительства Иван Микуляк, - Формально детальный план территории предусматривают школу, но получается так, что компании застраивают свои кварталы, а вопросы школы перекладывают на соседей». 

2. Кто несет ответственность за дефицит школ и садиков

Школы и детсады в Киеве должна строить городская администрация, за счет средств бюджета столицы. КГГА должна учитывать утверждаемые ею планы застройки, темпы жилого строительства и демографические особенности. Чиновники могут запрещать строительство многоэтажных жилых домов, если видят, что в школах и детских садах не хватает мест.

По мнению «ЭП», почти вся ответственность за критическое состояние системы дошкольного и школьного образования в Киеве лежит на городском голове Виталии Кличко и его предшественниках.

  • Кличко руководит Киевом почти пять лет. В его руках сосредоточены ключевые властные инструменты, которые позволяют влиять на застройку столицы. Он назначает директора департамента градостроительства и архитектуры КГГА, директора департамента земельных ресурсов КГГА, директора департамента образования и науки КГГА. Кличко — лидер блока Петра Порошенко, фракция которого имеет большинство в Киевраде.
  • Депутат блока Петра Порошенко Александр Мищенко возглавляет комиссию Киеврады по вопросам градостроительства, архитектуры и землепользования. В этой комиссии депутаты блока Петра Порошенко, также, имеют большинство.
  • Наконец, Кличко руководит КГГА и Киеврадой.

Чтобы понять, какие органы отвечают за сбалансированную застройку Киева школами и детсадами, «Экономическая правда» обратилась к эксперту по вопросам местного самоуправления Игорю Дивчуру.

3. Кто еще отвечает за застройку Киева

На основе комментария И.Дивчура в «ЭП» составлен рейтинг ответственности чиновников, которые отвечают за нехватку школ и детских садов в Киеве.

  • Геннадий Зубко, министр регионального развития, строительства и ЖКХ. Министерство выдает сертификаты инженерам и архитекторам, которые разрабатывают проектную документацию для каждого жилого комплекса.Главный архитектор и главный инженер проекта ЖК защищают проект перед контролирующими органами на соответствие нормам и стандартам, в том числе нормам по доступности детсадов и школ и их заполняемости.
  • Елена Фиданян, директор департамента образования и науки КГГА. Имеет право отказать застройщику многоквартирного дома в предоставлении данных, необходимых для согласования документов на строительство, о наличии в районе застройки мест в детских садах и школах.
  • Эмилия Яроцкая, начальник главного управления Госгеокадастра в Киеве. Регистрирует земельный участок с целевым назначением земли: индивидуальная или многоквартирная жилая застройка.
  • Александр Свистунов, директор департамента градостроительства и архитектуры КГГА. Контролирует разработку детального план территории.
  • Петр Оленич, директор департамента земельных ресурсов КГГА. Готовит проект решения Киеврады об отведении участка для индивидуальной застройки или строительства многоквартирных жилых комплексов.
  • Александр Мищенко, глава постоянной комиссии Киеврады по вопросам градостроительства, архитектуры и землепользования, фракция БПП.
  • 23 депутата комиссии по вопросам градостроительства, в которой 13 депутатов от БПП составляют большинство. Комиссия может поддержать проект решения по землеотводу или отправить его на доработку, создать рабочую группу для решения проблемных вопросов. Если комиссия отклоняет проект землеотвода, то в 90% случаев депутаты Киеврады во время голосования не поддержат землеотвод.
  • Андрей Странников, глава депутатской фракции БПП, которая составляет большинство в Киевраде.
  • Виталий Кличко, глава КГГА и Киеврады, лидер БПП.
  • Петр Порошенко, президент, основатель БПП.

4. Что делать

По мнению Игоря Дивчура, кризис в системе дошкольного и школьного образования вызван отсутствием сбалансированной градостроительной концепции. «Когда разрабатывается ДТП, идет недостаточно широкая разъяснительная кампания. Почему на этом участке должен быть дом, а там торговый центр, как это решит вопросы школ и детсадов», — говорит эксперт.

По его мнению, к вопросу обеспечения местами в школах и детсадах нужно подходить комплексно. Например — через механизм государственно-частного партнерства. Это опыт Нидерландов и других скандинавских стран. Там, городские власти собирают все заинтересованные стороны, которые договариваются о правилах игры. Это позволяет строительной отрасли развиваться, а городу — обеспечивать жителей местами в школах и детсадах.

Например, в рамках одного детального плана территории строители платят паевые взносы в развитие инфраструктуры и местные налоги на землю, и эти средства идут на строительство школ и детских садов.

Другой вариант — при разработке ДТП применяется механизм государственно-частного партнерства. Город выполняет свои административные функции по развитию микрорайонов путем утверждения детальных планов развития, а строительный бизнес через договоры государственно-частного партнерства инвестирует в строительство школ и детсадов на коммунальной земле.

«Заказчиком такого строительства может быть управление образования района или департамент капитального строительства КГГА. Думаю, строительный бизнес через паевое участие с привязкой к территории стройки или через механизмы финансирования государственно-частного партнерства готов решать вопрос нехватки детских садов и школ», — говорит Дивчур.

При этом, все школы и детсады, построенные через механизм государственно-частного партнерства, должны приниматься на баланс Киева, резюмирует он.



ЛАЙКНУТЬ