Почему Минрегион рекламирует заведомо нереализуемые нормы

Минрегион Украины широко разрекламировал новые строительные нормы – ГСН Б.2.2-12:2018 «Планировка и застройка территорий», которые с 1-го сентября текущего года вступили в силу и заменили сразу шесть устаревших нормативных сборников. Несмотря на широкое освещение в СМИ и «дружную поддержку» новых документов, профессиональные проектировщики сразу увидели в них массу ошибок, противоречий и непродуманных положений. 
Почему Минрегион рекламирует заведомо нереализуемые нормы

Национальная энциклопедия строительства ProfiDom.com.ua получила множество писем от читателей, которые критически оценивают эти нововведения, с одной стороны, а с другой, - просят прокомментировать спорные моменты новых нормативов.

Мы, по традиции, обратились к ведущему эксперту нашей страны в области строительства и строительных нормативных документов -  Заслуженному строителю Украины А.М. Карминскому - с просьбой высказать мнение по поводу новых строительных норм.

 Почему Минрегион рекламирует заведомо нереализуемые нормы

ProfiDom.com.ua: Анатоль Маркович, насколько нам известно, споры вокруг новых строительных норм привели, даже, к судебному разбирательству. Поясните, пожалуйста, что происходит?

А.К.:  Да, действительно, Киевский окружной административный суд приостановил действие приказа Минрегиона от 23.04.2018г. № 100, которым были утверждены новые нормы. Однако, давайте, на время, отвлечемся и подождем, чем закончится рассмотрение этого неоднозначного дела в судебных инстанциях в установленном законодательством порядке.

ProfiDom.com.ua: Но, при этом, новые нормы начали действовать де-факто. А, в соответствии с ГСН А.2.2-3:2014, проектная документация должна быть разработана с учетом строительных норм и стандартов, действующих на момент передачи документации проектировщиком заказчику.

А.К.: Именно, так. И органы государственного надзора, в первую очередь – это органы государственного архитектурно-строительного контроля (ГАСК) и орган государственного архитектурно-строительного контроля и надзора-государственная архитектурно-строительная инспекция (ГАСИ), а также другие, которые контролируют соответствие градостроительной, проектной и научно-проектной документации, выполненных строительных работ новым государственным строительным нормам, уже должны выполнять свои соответствующие функции.

Однако, в связи с тем, что руководители Минрегиона и ГП «Гипроград», разработчика норм, в последнее время, комментировали новые нормы, обращая внимание на нововведения и отличия новых норм от старых ГСН 360-92*, я считаю необходимым, также, прокомментировать нововведения, в первую очередь появление новых нормативных понятий в градостроительстве – «голубых линий», «зеленых линий» и «желтых линий», а также, -  проанализировать действие ранее узаконенных – «линий регулирования застройки» и «красных линий».

ProfiDom.com.ua: Если не возражаете, Анатоль Маркович, начнем с «голубых линий».

А.К.: Что же такое «голубые линии»? Приведем определение из новых ГСН Б.2.2-12:2018: «п.3.8. – «голубые линии». Это - линии ограничения высоты и силуэта застройки, направленные на регулирование эстетических и историко-градостроительных качеств застройки».

Во-первых, комментируя это «нововведение», можно напомнить, особенно киевлянам, что еще в 2005 году, когда Киевсоветом были утверждены Правила застройки г. Киева, Приложением № 5 этих Правил была утверждена форма Архитектурно-планировочного задания (АПЗ), утверждаемое начальником Главкиевархитектуры и содержащее градостроительные требования и условия проектирования.

Так вот, пункт 2.6 этих требований гласит: «Ограничения по голубой линии застройки». Здесь имеются ввиду ограничения по высотности застройки.

Следует, также, отметить, что понятие «голубые линии» встречались в нормативной литературе еще во времена бывшего СССР. Поэтому, справедливо высказывание Джеффри Уокера (ХIVвек), что новое - это хорошо забытое старое.

Во-вторых, непонятно, по каким направлениям определять ограничения высоты застройки: по разверткам улиц, каких и в каких пределах, по определенным осям вглубь застройки или по всей территории застройки?

В-третьих, необходимо нормативно определить понятие «силуэта застройки».

В-четвертых, хотелось-бы четко знать и представлять, как и каким образом эти «голубые линии» должны «регулировать эстетические и историко-градостроительные качества застройки».

В-пятых, следует выделить вновь проектируемую застройку территории и строительство объектов на застроенной территории.

Суммируя, следует отметить, что нормативная характеристика понятия «Голубая линия» не является строительной нормой, установленной законом Украины «О строительных нормах»: «строительные нормы - утвержденные субъектом нормирования подзаконный нормативный акт технического характера, который содержит обязательные требования в сфере строительства и архитектуры».

«Голубые линии» требуют издания соответствующего Руководства, в котором будут ответы на вопросы, изложенные выше, а также, определены виды документации, в которых обязательно применение «голубых линий»: градостроительная документация (проектные планы), проектная документация (генеральные планы), научно-проектная документация, состав, порядок их разработки и утверждения.

Несмотря на то, что в разделе 3 новых норм утверждается, что в этих нормах использованы соответствующие термины, в тексте новых ГСН понятие «голубые линии», кроме п. 3.8 больше не встречается.

ProfiDom.com.ua: с «голубыми линиями» разобрались. А, что можно сказать про «зеленые линии?

А.К.: Идем дальше и цитируем определение из новых ГСН: «п.3.21 «зеленые линии». Это - ограничения по размещению объектов в границах всех озелененных территорий общего пользования, рекреационных лесов и лесопарков (существующих и тех, которые резервируются), объектов природно-заповедного фонда, зон охраняемого ландшафта».

Такое определение порождает целый ряд вопросов, затрудняющих применение этого понятия:

1. Собственно, «линия» не может являться «ограничением по размещению объектов». Должна быть применена параметрическая норма в виде нормативов линейного измерения расстояний между объектам соответствующих классификаций – проектируемыми и существующими.

2. Действующими законами и строительными нормами предусмотрены такие виды «объектов»:

  • объекты строительства;
  • объекты градостроительства;
  • объекты архитектурной деятельности (архитектуры);
  • объекты недвижимости;
  • объекты культурного наследия;
  • прочие объекты, наличие которых налагает ограничения на режимы пользования озелененной территорией. Очевидно, что речь должна идти об объектах строительства, о чем необходимо указать

3. Понятие «все озелененные территории общего пользования» неконкретно: в п.8.1.2 новых ГСН указаны виды территорий общего пользования, номенклатура озелененных территорий (дополнение Д новых ГСН содержит перечень других видов, более расширенный, таких территорий, закон Украины «О природно-заповедном фонде Украины» представляет третью классификацию объектов природно-заповедного фонда и их территорий.

4. В Лесном кодексе Украины отсутствуют понятия «резервируемых» лесов и лесопарков.

5. «Объекты природно-заповедного фонда» поглощают все составляющие определения «зеленые линии» и такими объектами следует ограничиться.

6. В соответствии с законом Украины «Об охране культурного наследия» (статья 32), все зоны охраны, а не только охраняемого ландшафта, устанавливаются вокруг конкретных памяток, а строительные и земляные работы производятся с разрешения соответствующего органа охраны культурного наследия.

По этой причине, зоны охраняемого ландшафта следует удалить, как таковые, которые предусмотрены другим законом.  

7. В соответствии с п.4.11 ГСН Б.1.1-22:2017 (зонинг) ограничения по природоохранным требованиям определяются на основании природоохранного законодательства. 

8. «Зеленые линии» по определению не могут определять ограничение по размещению различных объектов, да еще в определенных границах всех озелененных территорий.

9. Не определено, в каких видах документации применяются зеленые линии: градостроительной регионального или местного уровней, проектной, научно-проектной.

10. Несмотря на то, что в разделе 3 новых норм утверждается, что в них использованы соответствующие термины, в тексте новых ГСН понятия «зеленые линии» кроме п. 3.21 в дальнейшем не встречается.

11. Учитывая приведенные аргументы, применение «зеленых линий» (в трактовке п. 3.21) на практике не представляется возможным, в чем можно легко убедиться, попросив любого проектировщика-генпланиста начертить такую зеленую линию на любой озелененной территории. 

ProfiDom.com.ua: складывается впечатление, что чем дальше, тем более нарастает клубок противоречий. А что, насчет «желтых линий»?

А.К.: По сути, авторы документа, здесь, тоже ничего нового не придумали: «желтые линии» предусмотрены ГСТУ-Н Б Б.1.1-20:2013 «Руководство по выполнению раздела инженерно-технических мероприятий гражданской защиты (гражданской обороны) в градостроительной документации на особый период», действующими с 1-го апреля 2014 года. Однако, этот стандарт действует, исключительно, в Особый период, о чем свидетельствует его название.

В мирное время действует другой национальный стандарт: ГСТУ-Н Б Б.1.1-19:2013, в котором понятие «желтые линии» не предусмотрено и отсутствует.

Таким образом, в мирное время «желтые линии» не разрабатываются и не применяются, тем более, что распространение национального стандарта ГСТУ-Н Б Б.1.1-19:2013 заблокировано Минрегионом, к которому «рекомендовано обращаться за разъяснениями».

ProfiDom.com.ua: Вроде бы, разработчика этих норм, ГП «Гипроград», новичками в проектировании не назовешь, однако, налицо такое нагромождение противоречивых положений… А что говорится по поводу «Линий регулирования застройки»?

А.К.: «Линии регулирования застройки» были предусмотрены законом Украины                  «О планировке и застройке территорий» от 20.04.2000г. с таким определением: «Линии регулирования застройки» – определенные в градостроительной документации границы размещения зданий и сооружений, относительно красных линий, границ отдельных земельных участков, естественных границ и других территорий».

Это определение было подтверждено и законом Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011г., отменившим предыдущий закон.

Кроме того, оба закона установили, что линии регулирования застройки являются составной частью детальных планов территорий (ДПТ).

Однако, никаких руководств, инструкций о составе и содержании линий регулирования застройки разработано и утверждено не было и такое понятие, как «линии регулирования застройки» осталось только на бумаге.

На практике, в детальных планах территорий линии регулирования застройки не применяются.

ProfiDom.com.ua: Анатоль Маркович, напоследок, про «красные линии», пожалуйста!

А.К.: Что такое «красные линии»? Законом Украины «О регулировании градостроительной деятельности» красные линии определены так:

«Красные линии» – определенные в градостроительной документации относительно геодезической сети границы существующих и запроектированных улиц, дорог, площадей, которые разделяют территории застройки и территории другого назначения».

Единого системного нормативного документа, определяющего классификацию, состав и содержание красных линий не существует.

Несистемные отдельные требования содержатся в ГСН «Состав и содержание ДПТ», ГСН «Состав и содержание плана зонирования территории», ГСН «Состав и содержание генерального плана населенного пункта», ГСН «Планировка и застройка территорий» ГСН «Улицы и дороги населенных пунктов» и др.

Необходимо нормативно определить понятия, без которых невозможно обеспечить градостроительную дисциплину при проектировании и застройке территорий, отдельных участков, транспортных коммуникаций, комплексных схем транспорта, организации дорожного движения:

  • план   красных линий;
  • проектные красные линии;
  • существующие утвержденные красные линии;
  • существующие неутвержденные красные линии;
  • закрываемые красные линии;
  • градостроительный регламент использования территорий, ограниченных красными линиями;
  • согласованные геодезическими службами каталоги координат и углов поворота красных линий;
  • утверждаемая часть плана красных линий.

К сожалению, в полном объеме номенклатуры, указанной выше, на экспликациях проектных планов, генеральных планов застройки на практике не встречаются.  

Из-за отсутствия консолидированного системного нормативного документа, регулирующего проектирование, застройку, строительство и мониторинг красных линий, на практике в градостроительной и проектной документации красные линии наносятся специально уполномоченными местными подразделениями градостроительства и архитектуры в виде существующего положения и проектные по желанию заказчиков без учета изложенных выше обстоятельств.

В заключение, следует констатировать, что все широко вещательные заявления относительно инновационных преобразований в связи с введением указанных выше линий, оказались, мягко говоря, преждевременными.

ProfiDom.com.ua: Анатоль Маркович, большое спасибо за такой высококлассный анализ новых строительных норм. Может быть, суд, о котором мы говорили в начале нашей беседы, разберется с этими противоречиями и новые нормативные документы будут доработаны с учетом, также, и Вашего мнения.

Прим. ред.  – Был такой добрый, старый довоенный фильм «Сердца четырех». В одной из песен, звучавших в фильме, есть слова:

«Все стало вокруг голубым и зеленым,

В ручьях забурлила, запела вода….».

Смотришь на попытки изменить действующие нормы, - на ум приходит первая строчка этой песни. А вот, вторая строка из песни упорно напоминает о том, как летние дожди, буквально, затопили Киев по причине неработающей дождевой канализации. 



ПОДЕЛИСЬ!