Детство в алых погонах - Четвертая рота – становись!

Сразу после завершения «Курской Битвы» в печати было опубликовано Постановление Совнаркома Союза ССР и ЦК ВКП(б) «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации. В частности, в нем предусматривалось создание целой сети детских учреждений, в том числе 9 суворовских военных училищ, по типу старых кадетских корпусов. Их задачами было устройство, обучение и воспитание детей воинов Красной Армии, партизан, советских и партийных органов, рабочих и колхозников, погибших от рук немец оккупантов.

Детство в алых погонах - Четвертая рота – становись!

Одно из училищ нового типа создавалось в Курске. Я подал заявление в военкомат с просьбой принять меня в СВУ. И через месяц я проходил там медицинскую комиссию. Представ нагишом перед пятью взрослыми, я крайне смутился. А тут еще молодая медсестра остроумно пошутила: «Может, отправить шкета в мединститут, чтобы студенты изучали скелет человека по живому экспонату». Но главный врач, худой, хмурый подполковник, проявил ко мне мужскую солидарность. Шкет готов к службе в армии, авторитетно заявил он. Тоны сердца ясные, слышит и видит хорошо, кости целы, а мясо нарастет.

И меня приняли в СВУ. В первые же дни там проверили мои познания по русскому языку и математике. Я не блистал ими. До войны я проучился всего полгода в первом классе, а во время немецкой оккупации об учебе не могло быть и речи. Но меня почему-то определили в 4-ю роту, которой предстояло осваивать программу третьего класса. Не сказав «Гоп», я перепрыгнул через второй класс, и мне предстоял восьми годовой срок обучения.

В короткий срок в училище было принято 500 мальчиков из областей, освобожденных от немецкой оккупации. Среди них было более 30 сынов полков и дивизий, участников боев. Например Коля Михайлов больше года был разведчиком партизанского отряда, Коля Руженцев входил в расчет артиллерийского орудия прямой наводки. А Ваню Сергиенко, удостоенного трех боевых наград, направил в училище прямо с фронта Маршал Г.К.Жуков.

В один из холодных ноябрьских дней нашу роту повели в городскую баню. Сидевшие на лавках граждане, для которых баня была закрыта на время помывки ребят, мигом слиняли подальше от разношерстной галдящей публики. В предбаннике сержанты сверхсрочной службы постригли нас «под Котовского», а после помывки -- выдали новенькое обмундирование: гимнастерки из черного сукна с алыми погонами, брюки с широкими красными лампасами, шинели с одним рядом блестящих пуговиц, каракулевые шапки с красными звездочками.

И здесь произошел инцидент с воспитанником Александром Жоховым, круглым сиротой. Мальчик долго не хотел одевать полученное обмундирование, слезно просил старшину, чтобы ему дали «одежку» на два размера больше – на вырост. А также он уговаривал старшину разрешить ему собрать с лавок наши обмылки, чтобы сделать из них кусок мыла и отправить бабушке в деревню. Добрый старшина умело уладил вопрос с обмундированием – и выдал Саше увесистый кусок хозяйственного мыла.

По команде сверхсрочников все мы вышли во двор бани, где находилась группа офицеров. Один из них, капитан, высокий, статный, представился нам командиром нашей роты -- Шеповальниковым Евгением Николаевичем. Он произвел по списку перекличку, огласил поименный состав трех взводов роты (учебных отделений). А затем представил каждому взводу командиров (офицеров-воспитателей) и их заместителей (из числа сверхсрочников). Я попал в 3-й взвод, командиром которого оказался лейтенант Иван Иосифович Яночкин, мужчина богатырского сложения и с волевым лицом древнеримского легионера. Под стать ему пришелся и его заместитель старшина Григорьев Иван Константинович.

Когда рота вышла со двора бани на улицу, горожане, терпеливо ожидавшие своей очереди на помывку, пришли в крайнее изумление. Что за преображение?! Что за чудеса?! В баню вошла свора сорванцов. А вышло какое-то строевое подразделение. В чертовски красивой форме. На брюках генеральские лампасы. Может, новый род войск в армии ввели? Вроде прежних гусар или драгун? Ведь ввели же погоны, хотя совсем недавно это казалось невозможным.

Больше интересных статей здесь: Строим.

Источник статьи: Детство в алых погонах - Четвертая рота – становись!.