Я все откладывала и откладывала написание текстов по поводу персонала, но больше не могу молчать, можно поною? Я 12 лет в малом бизнесе, подобрать правильных сотрудников, адаптировать и удержать их всегда было сложно, но с каждым годом проблема персонала становится все острее и острее.
Знаете, начав свой проект в тридцать лет и пережив первые два года становления бизнеса, я думала, что я нарастила себе нужную «толстокожесть» в принятии решений по людям. Нужно быть уметь и мягким и жестким, работая с людьми, только так добьешься необходимого баланса. Своим заместителям я люблю рассказывать поучительную историю про одну из моих первых сотрудниц, которая на всю жизнь научила меня «никогда полностью не полагайся на людей на работе", несмотря на их внешнюю преданность команде.
Так вот, была у нас в детском клубе одном нянечка-повар Марина. Женщина пятидесяти лет, одинокая, отзывчивая и преданная детскому клубу. Работала года два. Если вот надо диван перетащить, мужчин рядом нет, а мне вот приспичило как руководителю, то Марина сама бодро «впрягалась» со мной авантюру «две девушки легко поднимают диван с первого на третий этаж», и потом еще молодежь подначивала « вот, мы диваны таскаем вдвоем, а Вы полы ленитесь чисто помыть» и прочее. И всегда Марина была тут как тут, когда кто-то заболел – выйдет за него, отпуск перенесет, пораньше на работу прибежит или допоздна задержится, если очень надо. В общем, палочка выручалочка. Причем все это по доброй воле, просто душевная такая женщина была.
На третий год работы, летом, все в отпусках, Марина за троих работала, все успевала. И вдруг…. В 23.30 в воскресенье раздается мне звонок от Марины на телефон:
- Анечка, я еду в поезде!
- Куда, Марина, что случилось?
- Я не могла поступить иначе. Мой любимый увез меня в поезде прямо в тапочках из дома! Представляешь? Прости и пойми, я уезжаю навсегда.
- Марина… как…. Кто же утром будет с детьми работать??? Как ты можешь меня так подвести, ты же знаешь, сейчас некому тебя экстренно заменить? Ты же всегда была такой ответственной, Господи, как же так…
- Анюта, да была ответственной, не подводила тебя, значит теперь могу подвести! Прощай!
Занавес.
Я, конечно, была в шоке, но справились как-то. История имела продолжение. Через три месяца Марина позвонила и виноватым «елейным голосочком упрашивала взять ее обратно. Жених ее бросил, любовь была недолгой. Но я не смогла ее простить, потому что для меня непозволительно было бросить работу ради страсти, особенно когда на тебе ответственность за детей.
Я рассказываю эту историю и поучаю заместителей: не верим людям, даже если они демонстрируют крайнюю преданность, в любой момент она может испариться. Мы всегда должны быть наготове, что кто-то уйдет, на малом предприятии нужно иметь под рукой «план б» по персоналу: как работаем, если сотрудник заболел/резко уволился.
Я учу с умным видом, а по сути также верю людям, обольщаюсь ими, иду им навстречу и получаю по голове за эту свою мягкость.
Вот, например, в отельной сфере. Второй год работы отеля. Приходит новый администратор на стажировку. Хорошая девочка внешне, старательная. Просит выплатить ей деньги не в конце месяца, а сразу после смены, потому что на ее прошлой работе обманули, отель был пустой, персоналу не платили. Ну ладно, думаю, пандемия, сложно, человек совсем без денег, пойду навстречу.
В итоге, через две недели она освоилась и своровала из кассы нагло 19 тысяч рублей, и с ними скрылась. На мои звонки и увещевания «Катя, верни деньги, по камерам видно, как ты их принимаешь, по кассе тоже, клиенты подтверждают оплаты», она мне говорила, что не знает где они. В итоге, на нее было заведено уголовное дело, но так как система правосудия в нашей стране не работает без денежного стимулирования, дело так и зависло с мотивировкой «не смогли найти подозреваемую». То, что она москвичка и регулярно «сидит» в инстаграмме – это, конечно, же не помогло полиции, для нее она осталась невидимкой)).
Так и пойдет Екатерина Ахальцева дальше по отелям, в которых сердобольные хозяева, не проверив кандидата по прошлым местам работы, дадут ей тоже зарплату вперед. А почему не воровать? Если наказания сейчас фактически нет за такое поведение. Подозреваемая в розыске, если не нашли за пару месяцев дело приостанавливается, и она спокойно может идти «работать» дальше.
А я? Ведь могла бы не платить человеку за смены сразу. И не осталась бы в убытке, Ахальцева бы просто не крала тогда деньги из кассы, ждала бы зарплату)).
Вот так и живем, «малые предприниматели». Обжигаемся на людях и дальше идем. Иногда кажется, что все, выгорел, не можешь человека месяцами на позицию одну и ту же подбирать, «бобик сдох».
Но потом открывается пятое дыхание, и опять ищешь. В среднем, по моему опыту хороший коллектив складывается на одной точке через 1-2 года. Если раньше, то Вам сильно повезло! Вот Mia Milano Hotel сейчас наконец сложился puzzle. Девушки у нас все красавицы и умницы подобрались, ответственные, работают посуточно друг за другом и не ссорятся, что крайне важно для атмосферы отеля. Разбавляю статью нашими фотками в этом апреле.
И да, я тему персонала не завершаю, обязательно будет продолжение, «таки у меня еще есть что сказать на эту тему» с чувством!
Больше интересных статей здесь: Дача.
Источник статьи: О "болях" малого бизнеса - персонале....