О "болях" малого бизнеса - персонале...

О

Я все откладывала и откладывала написание текстов по поводу персонала, но больше не могу молчать, можно поною? Я 12 лет в малом бизнесе, подобрать правильных сотрудников, адаптировать и удержать их всегда было сложно, но с каждым годом проблема персонала становится все острее и острее.

Знаете, начав свой проект в тридцать лет и пережив первые два года становления бизнеса, я думала, что я нарастила себе нужную «толстокожесть» в принятии решений по людям. Нужно быть уметь и мягким и жестким, работая с людьми, только так добьешься необходимого баланса. Своим заместителям я люблю рассказывать поучительную историю про одну из моих первых сотрудниц, которая на всю жизнь научила меня «никогда полностью не полагайся на людей на работе", несмотря на их внешнюю преданность команде.

О

Так вот, была у нас в детском клубе одном нянечка-повар Марина. Женщина пятидесяти лет, одинокая, отзывчивая и преданная детскому клубу. Работала года два. Если вот надо диван перетащить, мужчин рядом нет, а мне вот приспичило как руководителю, то Марина сама бодро «впрягалась» со мной авантюру «две девушки легко поднимают диван с первого на третий этаж», и потом еще молодежь подначивала « вот, мы диваны таскаем вдвоем, а Вы полы ленитесь чисто помыть» и прочее. И всегда Марина была тут как тут, когда кто-то заболел – выйдет за него, отпуск перенесет, пораньше на работу прибежит или допоздна задержится, если очень надо. В общем, палочка выручалочка. Причем все это по доброй воле, просто душевная такая женщина была.

На третий год работы, летом, все в отпусках, Марина за троих работала, все успевала. И вдруг…. В 23.30 в воскресенье раздается мне звонок от Марины на телефон:

- Анечка, я еду в поезде!

- Куда, Марина, что случилось?

- Я не могла поступить иначе. Мой любимый увез меня в поезде прямо в тапочках из дома! Представляешь? Прости и пойми, я уезжаю навсегда.

- Марина… как…. Кто же утром будет с детьми работать??? Как ты можешь меня так подвести, ты же знаешь, сейчас некому тебя экстренно заменить? Ты же всегда была такой ответственной, Господи, как же так…

- Анюта, да была ответственной, не подводила тебя, значит теперь могу подвести! Прощай!

Занавес.

Я, конечно, была в шоке, но справились как-то. История имела продолжение. Через три месяца Марина позвонила и виноватым «елейным голосочком упрашивала взять ее обратно. Жених ее бросил, любовь была недолгой. Но я не смогла ее простить, потому что для меня непозволительно было бросить работу ради страсти, особенно когда на тебе ответственность за детей.

О

Я рассказываю эту историю и поучаю заместителей: не верим людям, даже если они демонстрируют крайнюю преданность, в любой момент она может испариться. Мы всегда должны быть наготове, что кто-то уйдет, на малом предприятии нужно иметь под рукой «план б» по персоналу: как работаем, если сотрудник заболел/резко уволился.

Я учу с умным видом, а по сути также верю людям, обольщаюсь ими, иду им навстречу и получаю по голове за эту свою мягкость.

О

Вот, например, в отельной сфере. Второй год работы отеля. Приходит новый администратор на стажировку. Хорошая девочка внешне, старательная. Просит выплатить ей деньги не в конце месяца, а сразу после смены, потому что на ее прошлой работе обманули, отель был пустой, персоналу не платили. Ну ладно, думаю, пандемия, сложно, человек совсем без денег, пойду навстречу.

В итоге, через две недели она освоилась и своровала из кассы нагло 19 тысяч рублей, и с ними скрылась. На мои звонки и увещевания «Катя, верни деньги, по камерам видно, как ты их принимаешь, по кассе тоже, клиенты подтверждают оплаты», она мне говорила, что не знает где они. В итоге, на нее было заведено уголовное дело, но так как система правосудия в нашей стране не работает без денежного стимулирования, дело так и зависло с мотивировкой «не смогли найти подозреваемую». То, что она москвичка и регулярно «сидит» в инстаграмме – это, конечно, же не помогло полиции, для нее она осталась невидимкой)).

Так и пойдет Екатерина Ахальцева дальше по отелям, в которых сердобольные хозяева, не проверив кандидата по прошлым местам работы, дадут ей тоже зарплату вперед. А почему не воровать? Если наказания сейчас фактически нет за такое поведение. Подозреваемая в розыске, если не нашли за пару месяцев дело приостанавливается, и она спокойно может идти «работать» дальше.

А я? Ведь могла бы не платить человеку за смены сразу. И не осталась бы в убытке, Ахальцева бы просто не крала тогда деньги из кассы, ждала бы зарплату)).

О

Вот так и живем, «малые предприниматели». Обжигаемся на людях и дальше идем. Иногда кажется, что все, выгорел, не можешь человека месяцами на позицию одну и ту же подбирать, «бобик сдох».

Но потом открывается пятое дыхание, и опять ищешь. В среднем, по моему опыту хороший коллектив складывается на одной точке через 1-2 года. Если раньше, то Вам сильно повезло! Вот Mia Milano Hotel сейчас наконец сложился puzzle. Девушки у нас все красавицы и умницы подобрались, ответственные, работают посуточно друг за другом и не ссорятся, что крайне важно для атмосферы отеля. Разбавляю статью нашими фотками в этом апреле.

И да, я тему персонала не завершаю, обязательно будет продолжение, «таки у меня еще есть что сказать на эту тему» с чувством!

Больше интересных статей здесь: Дача.

Источник статьи: О "болях" малого бизнеса - персонале....