Садовое кольцо.

Содержание

ПОКОРИТЕЛИ КОЛЕЦ - один из наших циклов: 4 кольцевых выхода по историческим маршрутам г. Москвы.

Бульварное кольцо, Садовое кольцо (в 2-х частях), Кремлевское кольцо.

https://wakeupmen.bitrix24.shop/turniry/turnirvesnaleto2021/

28 марта 2021 года мы прошли первый этап "Бульварное кольцо".

Рассказ об этом мероприятии: https://zen.me/2kwNpSx2

А 18 апреля и 16 мая мы прошли Садовое кольцо.

Начало рассказа: https://zen.me/16zhHV

Организатор цикла Покорители колец:

Сообщество # wakeupmen

https://wakeupmen.bitrix24.shop/turniry/turnirvesnaleto2021/

https://web.facebook.com/groups/328663928197038

Итак - в путь!!!.

Первая половина маршрута протянулась от м. Красные Ворота до м. Парк культуры с заходом в парк Музеон. (всего около 10 км.)

Вторая половина начиналась от м. Парк культуры и, через Цветной бульвар привела нас к м. Красные ворота. (всего около 10 км.)

Как говорится: круг(кольцо) замкнулось.

Об истории и предпосылках возникновения Садового кольца мы поговорили в первой части: https://zen.me/16zhHV . Настало время рассказать о некоторых достопримечательностях, который каждый может увидеть а Садовом кольце.

Красные ворота.

Сегодня это, прежде всего, станция метро.

Название Красные ворота, не случайно, В честь победы в Полтавской битве в 1709 году по приказу Петра I была возведена триумфальная арка в стеле барокко. Изначально строение носило название Триумфальные ворота на Мясницкой улице и располагалось, в аккурат, на Земляном валу (Садовое кольцо сегодня).

Из-за пожаров, ворота неоднократно перестраивались и отстраивались вновь. Только в 1753-1757 гг они были отстроены из камня (архитектор Д. Ухтомский). Вероятнее всего, после этой перестройки ворот, за ними закрепилось название «красные» (красивые), но вполне вероятно, что все гораздо прозаичнее и «красные» потому, что были покрашены красной краской, а может быть и потому «красные», что через них лежала дорога в Красное село (вы же знаете – в Москве есть Красносельский район и одноименная станция метрополитена).

Красные ворота. Начало XX века.

В марте 1927 года президиум ВЦИК вынес постановление сносе ворот как «мешающих проезду городского транспорта». Несмотря на критику со стороны историков, архитекторов, художников, уже в июня 1927 года был произведен демонтаж ворот.

Еще одна достопримечательность - сталинская высотка.

Эта высотка стала первой из семи построенных в Москве. На ней тестировалось множество новых для страны советов технологий строительства.

Здесь впервые была применена заморозка грунта при возведении фундамента.

Были заложены 230 скважин глубиной 27 м, в которые были опущены замораживающие колонки. По колонкам пустили раствор хлористого кальция при температуре −20 °C. Грунт держали замороженным всю весну 1950 года.

Министерство путей сообщения (РЖД), в свое время, разместили в перестроенном здании ЗапАсного дворца, которое было построено в 1753—1759 годах для размещения Главной Дворцовой канцелярии и продовольственных складов.

Запасный дворец.

В 1919-м строение перешло в ведомство Наркомата путей сообщения и в 1932—1938 годах было перестроено в стиле конструктивизм по проекту архитектора И. Фомина.

Следующий значимый объект - Курский вокзал.

На момент нашего путешествия, вокзал уже был закрыт. Пока нет четкой информации, что и как будет на его месте, но давайте вспомним как там все было.

Станция Москва Курской (Южной) железной дороги приняла первых пассажиров 17 ноября 1866 года, с открытием участка Москва-Серпухов.

В 1896 году в правое крыло вновь построенного здания Курского вокзала был перемещен Нижегородский вокзал, и до 1935 года он назывался Курско-Нижегородским вокзалом.

Курско-Нижегородский вокзал.

В 1968—1972 годах была проведена радикальная реконснструкция здания вокзала. Автором проекта реконструкции стал архитектор Волошинов.

По словам архитектора - источником вдохновения для него стал вокзал Термини в Риме.

Вокзал Термини. Рим.Курский вокзал.

На мой взгляд, это больше похоже на плагиат.

Что интересно, историческое здание не было уничтожено во время реконструкции. Часть вокзала, выходящая на перроны была сохранена. Так же интерьеры исторического здания можно было наблюдать в некоторых залах ожидания повышенного комфорта.

Усадьба Боткиных.

Усадьба на этом участке появилась в конце XVIII века.

До 1832 года хозяевами усадьбы была купеческая семья Боткиных, в которой в сентябре 1832 года в этом доме родился сын Сергей, будущий известный врач-терапевт.

Дом с аркой.

Построен в 1936 году.

Есть версия, что 20-метровая арка в доме понадобилась, потому что во дворе хотели установить массивную скульптуру Сталина, которую удобно через эту арку провозить. На деле же, архитекторы хотели соответствовать модным в то время тенденциям - создавать иллюзию простора.

Именно в этом доме жил учёный Андрей Сахаров, один из создателей первой советской водородной бомбы.

Театр на Таганке.

Основан в 1946 году как Московский театр драмы и комедии. Преобразован в Театр на Таганке в 1964 году.

В 1870-х годах на Земляном Валу объединили в одно здание несколько построек XVIII века. В 1911-м к нему достроили кинотеатр немого кино «Вулкан».

Кинотеатр "Вулкан".

В 1946 году был образован Московский театр драмы и комедии, который разместился в здании бывшего кинотеатра «Вулкан». Театр не пользовался популярностью у зрителей.

История одного из самых популярных театров Москвы второй половины 20 века началась в 1963 году когда студенты третьего курса Щукинского училища под руководством актёра и педагога Театра имени Вахтангова Юрия Любимова в качестве дипломной работы представили в театре спектакль «Добрый человек из Сезуана» по мотивам пьесы Бертольта Брехта.

Московский международный Дом музыки.

Построен в 2002 году.

На куполе расположена эмблема с изображением скрипичного ключа высотой 9,5 метров и массой более 6 тонн за авторством Зураба Церетели. Благодаря особому механизму она вращаться по принципу флюгера.

Павелецкий вокзал.

Здание Павелецкого вокзала.

Здание вокзала было построено в 1900 году для обслуживания Рязано-Уральской железной дороги.

Именно на Павелецкий вокзал, 23 января 1924 года, прибыл траурный поезд с телом В.И. Ленина.

Житная улица.

Здесь при в конце 17 века были построены дворцовые житницы – амбары для хранения зерна. Отсюда и пошло название улицы – Житная.

После переноса столицы в Петербург здесь обосновался Сыскной приказ который занимался «воровскими, разбойными и убийственными делами». Здесь же была построена тюрьма на 800 человек.

Сейчас на Житной расположены здания министерства внутренних дел, министерства юстиции и банка России.

Церковь Николая Чудотворца. Построена в 1694 г. Снесена в 1973 году.

Парк искусств Музеон.

Крупнейший в России музей скульптуры под открытым небом. В парке установлено более 800 работ. До конца 70-х годов XX века территория от ЦДХ до Крымской набережной оставалась пустырем, свалкой строительных отходов.

На этом месте за десять лет художники создали парк, где при содействии властей Москвы были высажены деревья. После событий 1991 года по всей стране демонтировали памятники советских деятелей, которые впоследствии свезли в парк и хаотично уложили на землю.

Существование этого «склада» привело к постановлению о создании Музея скульптуры под открытым небом, подписанного мэром Москвы Ю. Лужковым в 1992 года.

Самыми известными экспонатами Музеона являются

Памятник Феликсу Дзержинскому скульптора Евгения Вучетича, который воздвигли в 1958 году на Лубянской площади, а в августе 1991 года свергли с постамента, вывезли с площади и бросили рядом с ЦДХ. В 2014 году памятник отреставрировали и установили на пьедестал.

Памятник И. Сталину скульптора С. Меркулова выполнен из розового гранита. Эта скульптура — уменьшенная копия памятника, который был установлен в разделе им. Москвы в Дубне.

ЦПКиО им. М. Горького.

Партерная часть парка появилась в 1923 году после организации на этой территории Всероссийской сельскохозяйственной выставки (ВСХВ), планировку которой от входа до Нескучного сада выполнил архитектор-авангардист Константин Мельников.

ЦПКиО был открыт 12 августа 1928 года, в 1932-м парку присвоили имя писателя Максима Горького. Арка главного входа возведена в 1955 году по проекту архитектора Георгия Щуко.

В 2011 году началась комплексная реставрация общественного пространства.

Крымский мост.

Построен в 1938 году в рамках Генерального плана реконструкции Москвы.

Длина: 668 м.

Ширина: 38,5 м.

Центра́льный парк культу́ры и óтдыха и́мени Макси́ма Гóрького

(сокращённо ЦПКиО или парк Горького)

Партерная часть парка появилась в 1923 году после организации на этой территории Всероссийской сельскохозяйственной выставки (ВСХВ), планировку которой от входа до Нескучного сада выполнил архитектор-авангардист Константин Мельников. ЦПКиО был открыт 12 августа 1928 года, в 1932-м парку присвоили имя писателя Максима Горького. Арка главного входа возведена в 1955 году по проекту архитектора Георгия Щуко.

В 2011 году началась комплексная реставрация общественного пространства, продолжающаяся до сих пор.

Провиантские склады (Музей Москвы + Блошиный рынок)

Построены в 1835 году по заказу Провиантского приказа, отвечавшего за снабжение армии провизией. Проект зданий был создан Федором Шестаковым совместно с Василием Стасовым (гостиницы Бульварного кольца).

Московские Провиантские склады изначально строились как хранилище запасов продовольствия для расквартированных рядом военных подразделений — Хамовнических, Спасских, Лефортовских казарм и др. В советские годы в зданиях находилась автобаза Генштаба Министерства обороны СССР.

Доходный дом Лихутина

Построен в 1892 году (вторая очередь – 1913) (архитектор А. А. Остроградский, И. С. Кузнецов).

В 1899–1900 годах квартиру в этом доме снимал М. А. Врубель, здесь он работал над картинами «Пан» и «Царевна Лебедь». В гостях у художника бывал приезжающий из Петербурга композитор Н. А. Римский-Корсаков.

В период с 1950-х годов до 1991 года здесь было расположено Министерство легкой промышленности РСФСР.

Особняк Морозовых

Построен в 1879 году (архитектор А.И. Резанов) К. С. Попова, торговца чаем, построившего первые чайные плантации на Кавказе. В 1894 году здание перестроили (архитектор Виктор Александрович Мазырин) по заказу Михаила Абрамовича Морозова. Когда Морозов умер, его дом достался его жене Маргарите Кирилловне (племянница Саввы Мамонтова).

Наиболее близким дому Морозовых художником стал Валентин Серов, написавший портрет Михаила Абрамовича Морозова и всех его детей, в том числе знаменитый портрет пятилетнего Мики (Михаила Михайловича Морозова), находящийся ныне в собрании Третьяковской галереи.

Валентин Серов был последним гостем, кто покинул дом Морозовых накануне смерти Михаила Морозова. Ранняя смерть его наступила в октябре 1903 года, и потрясённый Серов через два дня сам тяжело заболел и в течение полугода, по словам Морозовой, был «между жизнью и смертью». Вынужденно не работавший Серов занял у вдовы Морозова крупную сумму на поправку своего здоровья и на содержание своей семьи, которую впоследствии постепенно вернул.

«Серов был умён, хотя и говорил очень мало и тихо, но каждое слово его всегда было продумано, а главное правдиво и метко. <…> Часто самое молчание его было очень выразительно. <…> Работал он удивительно медленно, тяжело, постоянно переделывая, снова начинал и, видимо, часто сомневался и искал. Это его в самом себе раздражало, ему хотелось бы всё разрешить легко, одним штрихом, одним мазком, как «Костя Коровин», <…> но так у него не выходило. Его натура не была такой живой, артистической, лёгкой, подвижной и восприимчивой к внешней красоте, как натура Коровина…»

Среди других художников, бывавших в их доме, М. К. Морозова с теплотой вспоминала М. А. Врубеля, чью картину «Царевна-Лебедь» М. А. Морозов купил у художника за 300 рублей (Врубель просил 500 рублей), а панно «Фауст и Маргарита в саду» — за 500 рублей. Врубель принимал участие во внутренней отделке особняка Морозовых, поскольку Маргарите Кирилловне эклектичный интерьер их дома совсем не нравился.

В 1920-х годах здесь находится райком партии, позднее филиал Дома пионеров Киевского района.

В 1892–1910 годах здесь бывали: К.А. Коровин, А.М. Васнецов, М.А. Врубель

Здание МИД России

На месте высотки еще в 1931 году начали строительство Дома пролетарского туризма и экскурсий (архитекторы Георгий Яковлев, Илья Голосов и Дмитрий Булгаков). Габариты и местоположение этого здания легли в основу проекта Здания МИД (архитекторы Владимир Гельфрейх, Михаил Минкус, конструкторы Григорий Лимановский и С. Д. Гомберг).

Здание МИД – единственная высотка, в проекте которой не было шпиля. По легенде, проезжающий мимо стройки Сталин возмутился сходству с американскими небоскребами и приказал шпиль добавить. Конструкция высотки просто не могла выдержать полноценный каменный шпиль, и было решено поставить шпиль из окрашенных стальных листов. По этой же причине на шпиле отсутствует звезда. В 2014 планировалась полная реконструкция шпиля, но ремонт отложили из-за гнездовья в шпиле сокола-сапсана.

Сокол-сапсан – самая быстрая птица в мире (во время пикирования). Во время охоты сокол пикирует на жертву, оглушая ее ударом лап. Во время пикирования сапсан в среднем развивает скорость до 360 км/ч, но способен и до 440 км/ч, что сравнимо со скоростью некоторых самолётов.

После установки нового шпиля в 2017 году в него встроили искусственное гнездо с мелким щебнем, и соколы-сапсаны в него благополучно вернулись. Старый шпиль распилили на около 900 сувениров, которые администрация МИД дарила журналистам по праздникам и значимым событиям.

Торгсин (гастроном Смоленский)

(Всесоюзное объединение по торговле с иностранцами) — советская организация, занимавшаяся обслуживанием гостей из-за рубежа и советских граждан, имеющих «валютные ценности» (золото, серебро, драгоценные камни, предметы старины, наличную валюту), которые они могли обменять на пищевые продукты или другие потребительские товары.

Создано в июле 1930 года, ликвидировано в январе 1936 года.

Торгсин вначале имел лишь несколько магазинов в крупных городах, которые продавали антиквариат иностранным туристам. Советским гражданам запрещалось не только покупать в них, но даже заходить в эти магазины.

Однако в 1931 году советским гражданам было позволено приобретать товары в магазинах Торгсина за иностранную валюту, золото, серебро и драгоценные камни. Во время голода 1932—1933 годов люди были вынуждены менять свои сбережения на еду. В 1933 году продукты питания составляли 80% всех проданных в Торгсине товаров, причём на дешевую ржаную муку приходилась почти половина всех продаж. При этом розничные цены на продовольствие были в среднем в три раза выше, чем при крупнооптовой продаже за рубеж. Качество же товаров и обслуживания были на низком уровне, которое выражалось в продаже порченной продукции и в бесконечных очередях[3].

На ул. Арбат, № 50—52 — дом с гастрономом «Смоленский» (или «Гастроном» № 2; бывший магазин «Торгсин»), ныне так же гастроном. Здесь происходит один из эпизодов романа «Мастер и Маргарита». (Коровьев и Бегемот оценивают разнообразие товаров, после перестрелки с НКВД).

До Октябрьской революции здесь располагался ресторан Игнатия Александровича Зверева и лавки купца Троилина.

В 1936 году Торгсин был упразднен, и гастроном стал называться Смоленским (или № 2 после Елисеевского).

Посольство США

Главный корпус посольства расположен рядом, на Большом Девятинском переулке.

Этот корпус – промежуточный, до передачи США числился как «жилой дом» архитектора Евгения Стамо. Истории об этом доме фактически нет.

Есть мнение, что этот дом выстроен специально для посольства в ходе переговоров о его переезде в здание побольше (с Моховой улицы у Кремля). Здание было свежим, а значит в нем легко можно было предусмотреть помещения для прослушки. В добавок, посольство оказалось «зажато» меж тремя сталинскими высотками: зданием МИД, домом на Кудринской площади и гостинице Украина.

Сейчас посольству США сданы в бесплатную аренду два квартала у Большого Девятинского переулка.

Жилой дом на Кудринской площади

По замыслу архитекторов (Михаил Посохин, Ашот Мндоянец, М. Н. Волхонский) вокруг дома планировали разбить большой парк с прудами: – чисто-пресненскими прудами, что на территории Московского Зоопарка. Сам же зоопарк должен был переехать к зданию МГУ. Проект был отменен после смерти Сталина.

Менялось и название высотки – вместе с названием площади. Как и сейчас, до революции она называлась «Кудринской» по названию села Кудрино. С 1919 – площадь Восстания в память о революциях 1905 и 1917 годов. В народе высотку даже называли Баррикадной, после открытия станции метро. Название «Кудринская» вернулось в 1992 году. До революции, над домами в Кудрино возвышалась церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Кудрине (17 век). В 1937 году ее сносят для строительства высотки.

Высотка сочетает в себе сразу несколько стилей (помимо сталинского ампира): парапеты выполнены в древнеримском стиле. Шпиль и вестибюли с мраморными колоннами – готика. Остроконечные башенки вокруг шпиля напоминают башни Кремля.

Строительство дома курировало Министерство авиационной промышленности, здесь жили летчики и авиаконструкторы, за что дом иногда называют «Дом Летчиков».

Здесь работал самый большой в СССР Гастроном №15 (больше Елисеевского), кинотеатр «Пламя», почта, и кафе-мороженное. На уровне фундамента находится бомбоубежище на всех жителей дома. Из-за малой глубины, атомную бомбу выдержать не в состоянии. Сейчас законсервировано.

При Хрущеве критиковали технические недостатки высотки: оказалось, что нежилая площадь (стены, подсобные помещения, лифты, больше площади всех квартир вместе взятых.

Гастроном» № 15 был самым большим продовольственным магазином СССР. Общая площадь составила 6 000 квадратных метров (в полтора раза больше Елисеевского).

Часть цоколя сзади здания в 90-е занимало казино. Сверху был надстроен ангар, полностью выбивающийся из стиля высотки. Сейчас здесь находится бар с боулингом, которые местные жители всеми силами пытаются выселить (плохое обслуживание, кривые дорожки, проседание стилобата и разрушение его облицовки).

ПАТРИАРШИЕ ПРУДЫ

Как мы помним, "…Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина…"

Патриаршие пруды — общее название местности, куда входят пруд, сквер и микрорайон. Парковый комплекс занимает 2,2 гектара, из которых дорожкам и площадкам отведено 6323 м², а зелёным насаждениям — 7924 м². Площадь пруда 9900 м², его глубина достигает 2,5 метров.

XVII—XVIII века

Топоним обозначает, что раньше на этом месте было несколько прудов. До XVII века эту территорию занимало Козье болото, которое дало название Большому и Малому Козихинским переулкам. Неподалёку от водоёмов разводили коз, шерсть которых поставлялась к царскому двору. Из Козьего болота вытекал ручей Черторый, а также левые притоки реки Пресни — Кабанка и Бубна, образовавшая Пресненские пруды на территории Московского зоопарка[1].

В начале XVII столетия это место стало резиденцией патриарха Гермогена — на месте болота образовалась Патриаршая Слобода, в состав которой вошли Церковь Ермолая Священномученика и церковь Спиридона Тримифунтского (обе не существуют).

После пожара 1812 года два пруда бывшей Патриаршей Слободы засыпали, и сохранили только Большой Патриарший. Его вычистили, облагородили и разбили вокруг маленький сквер — Бульвар Патриаршего пруда. В начале XX века территория вокруг Патриарших прудов активно застраивалась. После революции, в 1924 году водоём переименовали в Пионерские пруды, но в 1992 году вернули старое название.

Современность

В 1999 году по инициативе главы страховой компании «Спасские ворота» Бориса Хаита состоялся конкурс на проект памятника Михаилу Булгакову на Патриарших прудах. Из 28 вариантов был выбран проект скульптора Александра Рукавишникова. Скульптор предложил не просто установить памятник писателю, а сделать вокруг него целый скульптурный ансамбль, состоящий из Булгакова, сидящего на берегу пруда, идущего по воде Иешуа Га-Ноцри, и 12-метрового бронзового примуса-фонтана. Помимо этого Рукавишников задумал расположить на берегу пруда и других героев знаменитого романа — кота Бегемота, Азазелло, Коровьева, Понтия Пилата, Мастера и Маргариту. Однако многочисленные протесты со стороны местных жителей и деятелей культуры заставили скульптора и московские власти отказаться от идеи установки памятника[4].

В 2003 году Патриаршие пруды и окружающий сквер были реконструированы: укрепили берега, высадили деревья, в сквере были вымощены тротуары, пруд очистили от мусора и ила, и запустили в него рыб. В этом же году Патриаршие пруды причислили к объектам культурного наследия.

Современность

В 1999 году по инициативе главы страховой компании «Спасские ворота» Бориса Хаита состоялся конкурс на проект памятника Михаилу Булгакову на Патриарших прудах. Из 28 вариантов был выбран проект скульптора Александра Рукавишникова. Скульптор предложил не просто установить памятник писателю, а сделать вокруг него целый скульптурный ансамбль, состоящий из Булгакова, сидящего на берегу пруда, идущего по воде Иешуа Га-Ноцри, и 12-метрового бронзового примуса-фонтана. Помимо этого Рукавишников задумал расположить на берегу пруда и других героев знаменитого романа — кота Бегемота, Азазелло, Коровьева, Понтия Пилата, Мастера и Маргариту. Однако многочисленные протесты со стороны местных жителей и деятелей культуры заставили скульптора и московские власти отказаться от идеи установки памятника[4].

В 2003 году Патриаршие пруды и окружающий сквер были реконструированы: укрепили берега, высадили деревья, в сквере были вымощены тротуары, пруд очистили от мусора и ила, и запустили в него рыб. В этом же году Патриаршие пруды причислили к объектам культурного наследия.

Важные строения

В 1945 году в Ермолаевском переулке был построен жилой дом для высших военачальников СССР по проекту архитекторов мастерской Жолтовского — Михаила Дзисько и Николая Гайгарова, известный как «Дом со львами».

В 2002 году на углу Малой Бронной улицы и Ермолаевского переулка по проекту архитектора Сергея Ткаченко построили жилой дом «Патриарх», который венчает модель башни Татлина. По мнению историка архитектуры Владимира Паперного, этот дом — один из худших примеров «лужковской архитектуры».

Ба́шня Та́тлина (Памятник III Коммунистического интернационала) — проект монументального памятника, посвящённого III Интернационалу, разработанный советским архитектором Владимиром Евграфовичем Татлиным.

Обратите внимание: Зачем Борису Годунову понадобилось Садовое кольцо?.

Строительство башни-монумента планировалось осуществить в Петрограде-Ленинграде, после победы Октябрьской революции 1917 года. Железный грандиозный монумент предназначался для высших органов всемирной рабоче-крестьянской власти (Коминтерна), которым предлагалось разместиться в семиэтажных вращающихся зданиях. Однако возведение монумента осуществлено не было, по причине охлаждения руководства страны к авангардизму в конце 1920-х годов.

Булгаковский дом

Здание построено между 1902 и 1905 как доходный дом по заказу российского миллионера Ильи Пигита, владельца табачной фабрики Дукат. Здание спроектировано в русском варианте стиля Арт Нуво. В то время строительство в Москве переживало расцвет, как раз тогда вокруг центра Москвы строилось Садовое кольцо, состоявшее из широких улиц, обсаженных деревьями. Частью его была и Большая Садовая улица. В июне 1917 г., накануне Октябрьской революции, Илья Пигит продал здание одной частной риэлторской компании. В 1938 г. здание утратило значительную часть своего первоначального обаяния после того, как в целях расширения улицы был убран передний забор.

В сентябре 1921 г. советский писатель Михаил Булгаков поселился в квартире номер 50 на первом этаже вместе со своей женой Татьяной Николаевной Лаппа. Булгаков был горячим противником советской власти и однажды выразил свою ненависть к коммунальным квартирам, в частности, к квартире номер 50 на улице Большой Садовой д. 10, следующим образом:

«На Большой Садовой

Стоит дом здоровый.

Живет в доме наш брат

Организованный пролетариат...»

Булгаков сделал здание одним из наиболее значимых мест в своем знаменитом романе Мастер и Маргарита, именно там находится «Нехорошая квартира».

В романе Мастер и Маргарита Булгаков не присвоил зданию номер 10 – его реальный номер, а использовал номер 302-бис – с определенным намеком на запутанную бюрократическую систему советского строя в то время.

Летом 1924 г. Булгаков, разобравшись с делами, получил возможность перебраться на 5-й этаж, в более спокойную квартиру под номером 34, отдельные характеристики которой он, кстати, также использовал для описания квартиры 50 в своем романе. Татьяна Лаппа, его жена, потом осознала, что Булгаков организовал этот ход лишь для того, чтобы она не осталась одна в неприятной для неё обстановке, поскольку спустя несколько месяцев сам Булгаков и вовсе покинул здание, чтобы съехаться с Любовью Евгеньевной Белозёрской, на которой он женился в апреле 1925 г.

В одной из квартир дома №10 на Большой Садовой Сергей Есенин познакомился с американской танцовщицей Айседорой Дункан, впоследствии ставшей его женой

Торжественное открытие культурно-просветительского центра «Дом Булгакова» состоялось 15 мая 2004 года.

В Булгаковском доме находится памятник М. А. Булгакову работы скульптора Н.Базюк и макет памятника Булгакову из проекта А. И. Рукавишникова, посвященного романы «Мастер и Маргарита». Вход украшен барельефом А. И. Рукавишникова по роману «Мастер и Маргарита».

Кроме того, в здании расположена музей-квартира Петра Кончаловского, а так же действующая студия скульптора А.И. Руковишникова (работы которого украшают вход во двор доме).

Сад Аква́риум

Небольшой парк в центре Москвы, один из первых увеселительных садов столицы.

Фактически в саду располагаются: Театр имени Моссовета и Московский академический театр сатиры.

Территория

Вплоть до середины XIX века земля сада «Аквариум» и части соседнего владения была занята огородами и прудом Новодевичьего монастыря и частных владельцев; лишь в северо-западной части этой территории, непосредственно примыкая к палисадникам Садового кольца, располагались два небольших участка с деревянной застройкой.

Активная застройка территории сада началась в конце 60-х годов XIX века, когда несколько земельных участков объединилось в руках одного владельца — Московского акционерного общества снабжения железных дорог принадлежностями.

Первая московская электрическая выставка (189 2 г.)

В 1892 году на территории будущего сада «Аквариум» открылась Первая московская электрическая выставка, организованная Комитетом Московского Отделения Технического Общества по инициативе А. А. Столповского.

Выставка открылась 27 июня 1892 года и проработала до 1 декабря 1892 г. Открывал её лично Савва Мамонтов, бывший Председателем Отделения.

Журнал «Наука и жизнь» писал:

Из обширного участка земли, лежащего на пересечении Тверской и Садовой и принадлежащего действительному члену Московского Отделения Инженер-Технологу Матвею Семеновичу Малкиель, под выставку отведена была обширная площадь в 5000 квадр. сажень со всеми находящимися на ней зданиями, дворами и открытыми местами для прогулок; последние, в течение летнего сезона, были превращены в сады и асфальтированные площади, пересекаемые рельсовым путём, по которому публика каталась на вагончике, двигавшемся с помощью электрических аккумуляторов Владимирова. Здесь же был грот, освещенный лампочками накаливания, и места, с которого поднимался воздушный шар, по вечерам освещавшийся во время полета на протяжении нескольких верст электрическим прожектором Шукерта, установленным на крыше одного из домов. Наконец, здесь же красовались и фонтаны, освещенные электричеством, которых гидравлическия и электротехническия принадлежности были разработаны и выполнены при участии членов бюро выставки А.А. Спицына, М.С. Малкиеля, П.К. Энгельмейера и заводов Густава Листа и брат. Бромлей.

По данным журнала «Наука и жизнь», выставку посетило около 100 000 человек, летом среднее число посетителей было около 1000 человек, зимой около 300 человек в день.

По-видимому, успех выставки подал семье Малкиель идею использовать этот лакомый участок земли под увеселительный сад.

Одним из первых антрепренёров сада был М. Лентовский, который после закрытия сада «Эрмитаж» на Божедомке взял в аренду у крупного московского домовладельца Самуила Мироновича Малкиеля землю, создал увеселительный сад и построил деревянный театр на 720 мест, предназначавшийся для оперных спектаклей, открытую сцену, эстрады для оркестров и хоров.

Сад, получивший название «Чикаго» (в это время в Чикаго проходила Всемирная выставка, вызвавшая интерес), открылся 1 июля 1893 года.

В саду играл оркестр, устраивались гуляния, работал ресторан. Успех имели «вечера огня» — запуск фейерверков. Посередине сада помещался большой фонтан с водопадом и ажурная железная башня, на которой развешивались гирлянды для иллюминаций. На месте, где раньше размещался пруд, был устроен «каменный грот».

В сентябре 1893 года Лентовский оказывается на грани разорения, и антрепренёром сада и театра становится балерина и хореограф Лидия Гейтен, перестроившая театр для зимних представлений и сама танцевавшая на его сцене.[7] Спектакли балерины в «Аквариуме» оформлял театральный художник Е. Ф. Бауэр.

В 1898 году театр и сад арендовал предприимчивый француз Шарль Омон — «дореволюционный столп антрепризы». При нем сад получил название «Аквариум». Предполагают, что название было дано с оглядкой на одноименный увеселительный сад «Аквариум» в Санкт-Петербурге.

В саду Омон строит два театра: летний («Олимпия») и зимний («Буфф»).

· В октябре 1909 года в прессе появилось сообщение о том, что известный цирковой предприниматель Аким Никитин подписал купчую крепость на участок земли между театром «Буфф» и садом «Аквариум» и намерен построить цирк.[21] Цирк, который открылся в 1911 году на улице Садово-Триумфальной (сейчас там находится Театр сатиры) имел водный бассейн и подвижный гидравлический манеж.

· В ноябре 1910 года в закрытом театре сада «Аквариум» открылся первый в Москве скэтинг-ринк для катания на роликах. «На месте партера — асфальтовый трек, залитый белой специальной массой. Сейчас масса матовая, но скоро её отполируют коньками, и она будет блестеть, как зеркало. В ложах за столиками много молодой нарядной публики. Угощаются холодным меню беспитейного буфета. Сцена декорирована и занята оркестром», сообщала газета «Руль».

История «Аквариума» при Федоре Томасе

В 1913 году владельцем сада стал «русский негр» Федор Томас, который вместе с двумя русским товарищами взял сад в аренду. Всего за год «Томас и Компания», как их называли тогдашние журналы, вернули саду былой блеск. По подсчетам прессы, каждый из партнеров в первый год заработал по нынешнему курсу 1 млн долларов чистыми.

Происхождение, детство и юность

Фредерик Брюс Томас родился в округе Коэхома, Миссисипи, в 1872 году. Его родители Ханна и Льюис Томасы были рабами до американской Гражданской войны, после которой они стали успешными землевладельцами и фермерами[1]. Однако белые соседи-расисты были недовольны успехом таких чёрных семей, и Томасам пришлось переехать в город Мемфис в 1890 году после того, как белый сосед подал в суд на них по поводу земельного участка. В Мемфисе Льюис Томас был убит в споре с соседом, и вскоре после этого Фредерик Брюс Томас покинул Миссисипи, чтобы путешествовать по США[2].

Переезд в Европу

Томас работал официантом в элитных ресторанах и гостиницах в Чикаго и Нью-Йорке, но вскоре переехал в Европу из-за расизма и для того, чтобы стать музыкантом. Музыкантом он не стал, но жил и работал в Лондоне и Париже и путешествовал по всей Европе. В Париже он работал в известном ресторане «Максим», который вдохновил его будущий бизнес в Москве. В Европе он познакомился с русским дворянином, который помог ему получить работу в качестве слуги другого русского дворянина в Москве[4]. Томас переехал в Россию в 1900 году и стал «чёрным русским».

Жизнь в России

Опыт в индустрии развлечений позволил ему стать главным помощником Алексея Судакова, владельца знаменитого московского ресторана «Яр». С Судаковым он купил Московский сад «Аквариум», который превратил в популярное и успешное место. Томас и его партнёры были известны как «Томас и компания»[6].

Благодаря успеху «Аквариума» Томас разбогател и смог расширить свой бизнес. В 1912 году он открыл клуб «Максим», который стал очень популярным в московском обществе. Благодаря такому успеху, он даже получил российское подданство в 1915 году — скорее всего, он был первым афроамериканцем, который стал гражданином России.

Однако после революции 1917 года Томас оказался в опасности из-за своего буржуазного статуса и личного богатства. Без средств к существованию он бежал в Константинополь, где снова попытался стать предпринимателем. На короткое время он добился успеха, но нестабильная политическая ситуация в Турции привела к финансовому краху. Фредерик Томас умер в нищете в Константинополе, так и не вернувшись в Россию.

В 1975 году вход в сад оформили массивной решеткой с воротами. Ныне «Аквариум» служит зеленым фойе театра Моссовета, местом отдыха окрестных жителей, игр и прогулок детворы. Здесь опять разбили клумбы и открыли фонтаны.

Театр Варьете и сеанс чёрной магии

Одно из ключевых событий романа «сеанс черной магии», который проводят Воланд и его свита, происходит в театре Варьете.

Варьете — вымышленная организация, под которой Михаил Афанасьевич подразумевал Мюзик-холл, здание которого сейчас занимает театр Сатиры. в спектаклях этого театра, называемого на первых порах Вторым Госцирком, участвовали «советские и иностранные артисты-гастролёры». Трюки, демонстрируемые на сцене подручными Воланда, напоминают фокусы, которые показывали в Мюзик-холле иллюзионисты Эмиль Кио и Николай Орнальдо проводивший для зрителей сеансы массового гипноза и моментального излечения «от пьянства, курения, головокружений, сомнений».

Доходный дом Шугаевой (Дом с рыцарем)

Построен как доходный дом (архитектор Владимир Волокитин).

Образец доходного дома начала XX века. Оно примечательно прежде всего своим готическим декором. Фасады украшают лепные барельефы с изображением фигур средневековых дам и воинов в доспехах. Кроме того, на фасадах можно увидеть лепные фигуры крылатых львов. А парадные входы украшены парными скульптурами этих мифических животных. Пожалуй, главная особенность дома — статуя рыцаря в латах, который опирается на меч. Она расположена на уровне седьмого этажа. Скульптуру хорошо видно со стороны Садовой-Самотёчной улицы. В наши дни дом по-прежнему жилой

Театр кукол им. С. В. Образцова

— крупнейший в мире театр кукол.

Организован в 1931 г.

Строительство главного корпуса театра на Садовом кольце было начато в 1939 г. Первоначально здание предназначалось под учебный театр школы-студии К. С. Станиславского, но из-за войны оно продолжительное время стояло недостроенным.

В послевоенный период было принято решение о возобновлении строительства. Но так как к этому времени кукольное искусство преобразовалось в развитую индустрию, а кукольный театр находился практически в каждом крупном городе СССР, строящийся корпус отдали для размещения пользовавшегося большим успехом столичного кукольного театра, который получил новое здание в 1970 г.

В стилистическом отношении здание театра можно отнести к советскому модернизму 1970-х гг. с присущей ему монументальностью и устойчивостью кубической объёмно-пространственной композиции, а также строгой осевой симметрией, отразившейся в композиционном решении главного фасада.

Цветно́й бульва́р (до середины XIX века Трубный бульвар)

Проходит от Трубной площади до Садового кольца (Самотёчная площадь).

Название середины XIX века, дано по существовавшему с 1851 года на этом месте Цветочному рынку.

В 1789—1791 годах русло реки Неглинной, протекавшей по современному Цветному бульвару, было превращено в канал, берега которого укрепили каменной кладкой. Разлив реки в центральной части современного бульвара был превращён в бассейн. В 1819 году река была убрана в подземную трубу, а бассейн уничтожен. К 1830-м годам на месте бывшей речной поймы сформировался бульвар.

Бульвары с обеих сторон уходят вверх. И если Петровский бульвар уходит плавно (это пологий берег), то Рождественский крутым берегом резко поднимается в сторону Сретенки.

Крутость этого подъема вдохновила даже Перова на написание картины «Тройка»

Постепенно бульвар был обстроен каменными домами и приобрёл славу излюбленного места прогулок и увеселений горожан. К концу века из-за многочисленных питейных заведений, открывшихся на бульваре, он приобрёл сомнительную славу места, где собираются представители "городского дна".

Цирк на Цветном бульваре

В 1880 году на Цветном бульваре был открыт Московский цирк. Здание цирка построено по проекту А. Е. Вебера

Первоначально это был Цирк Саламонского.

Альберт Саламонский, потомственный наездник и артист. С 1862 года он выступал самостоятельно, в 1873-м открыл свой первый цирк в Берлине, а затем и в других городах: Риге, Одессе, Дубулты. В начале 1880 года Саламонский приехал в Москву с идеей построить и открыть в столице новый цирк. Средства на строительство выделил купец и золотопромышленник Александр Данилов, архитектором выступил Август Вебер. Площадку для строительства выбрали на месте бывшего цветочного рынка, где традиционно останавливались балаганы и выступали бродячие артисты[9]. Конкуренция была высокой: с 1853 года в Москве работал цирк полковника Новосильцева, с 1868-го — филиал цирка Чинизелли на Воздвиженке. Практически одновременно в соседнем здании № 11 (современный концертный зал «Мир») с Саламонским открыли своё дело братья Никитины. (цирковая династия. Позже построили здание цирка на Садовой, где сейчас театр Сатиры. Их цирк стал прототипом театра Варьете в романе Булгакова МиМ).

После революции «первый государственный цирк»

Цирк был очень профессиональный и пользовался популярностью.

В 1946-м начала свою работу Студия клоунады, во второй набор которой попал Юрий Никулин — будущий народный артист СССР и один из самых известных клоунов в истории.

Вплоть до строительства в 1970 году нового цирка на проспекте Вернадского цирк на Цветном был единственным цирком Москвы.

В 1989 году была проведена масштабная реконструкция (фактически от исторического здания остался один фасад;

В 1983 году руководителем назначили Юрия Никулина,который к тому моменту проработал в цирке на Цветном бульваре 36 лет. Благодаря ему была наконец реализовананеобходимость перестроить здание. В 1985-м состоялся заключительный вечер, после чего вековой цирк Саламонского разобрали. Строительство нового здания постоянно откладывалось из-за бюрократических проволочек и проблем с финансированием. До декабря 1986-го на этом участке был только пустой котлован.

Работы длились два года, торжественное открытие и первое выступление в новом здании цирка на Цветном бульваре состоялись 29 сентября 1989 года.

В 1996 году Юрию Никулину исполнилось 75 лет. За выдающиеся заслуги артиста наградили орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени, а цирк, которому он посвятил бо́льшую часть своей жизни, был переименован в его честь. В 1997-м году Юрий Владимирович Никулин скончался от осложнений после операции на сердце, руководителем цирка был назначен его сын Максим.

Центральный рынок на Цветном бульваре

Рынок на Трубной площади существовал «всегда».

Сначала это была торговля «строительными материалами», потом здесь был птичий рынок.

В 20-х годах 20 века был открыт рынок для торговли крестьянскими товарами.

В 1937 году на Цветном бульваре был основан Центральный рынок.(построены крытые сооружения)

В 1959 году на его месте было построено первое в Москве здание крытого рынка. В 1994 году рынок был закрыт, а затем и снесён. В конце 2010 года на его месте открылся торговый центр "Цветной".

Вход на центральный рынок 20-е годы

Центральный рынок 50-х годов 20 века

Центральный рынок 60-е годы 20 века

Центральный рынок 80-90-е годы 20 века

Закрыли в 1994. Реконструировали центральное здание (остальное снесли) в 2014 году

Теперь это ТЦ Цветной

Несколько утратив популярность на рубеже веков, сегодня Цветной бульвар снова многолюден, во многом из-за популярности бизнес-кварталов, располагающихся по обеим сторонам бульвара. Однако это не мешает бульвару по-прежнему оставаться излюбленным местом отдыха и прогулок для большого количества горожан.

В 2014 году завершились работы по благоустройству Цветного бульвара.

Сквер посреди бульвара относится к числу объектов культурного наследия регионального значения.

Сухаревская пл. (Сухарева башня)

В конце 17 века у Сретенских ворот размещался стрелецкий полк Лаврентия Панкратьевича Сухарева. Когда Пётр I бежал в Троице-Сергиеву лавру от царицы Софьи, верный полк последовал за ним. По одной версии, Сухарева башня была построена Петром в награду за верную службу Сухаревских стрельцов. Общий вид башни должен был напоминать корабль с мачтой: галереи второго яруса образовывали верхнюю палубу, восточная сторона — нос, а западная — корму.

На площади и в примыкающих к ней переулках был знаменитый Сухаревский рынок. Более ста лет по воскресным дням площадь превращалась в огромный многолюдный рынок, где продавали различную утварь, одежду, книги, антикварные и другие изделия.

На протяжении существования башни здесь размещались Сухаревские стрельцы, Школа математических и навигацких наук и даже резервуар Мытищинского водопровода (снабжавший окружные фонтаны и бассейны).

Возглавил навигацкую школу астроном, химик, инженер и дипломат Яков Вилимович Брюс. На одном из последних этажей Сухаревой башни он организовал астрономическую обсерваторию. В ней он наблюдал за солнечными затмениями и чертил первые морские карты молодой Российской империи. За графом Яковом Брюсом закрепилась репутация чернокнижника, мага, «колдуна с Сухаревой башни» и первого русского масона. С ним связана легенда о спрятанной в основании башни «черной книге», состоящей из семи деревянных табличек с непонятными письменами. Поговаривали, что тот, кто найдет эту книгу, получит неограниченную власть над миром.

В 1931 было принято решение снести Сухаревскую башню, ведь по мнению советского руководства, она мешала развитию транспортной магистрали. Вероятно, что не последнюю роль в этом решении сыграла легенда о черной книге Брюса. В 1996 году на Сухаревской площади установили памятную стелу. Через десять лет при строительстве подземного перехода был найден фундамент Сухаревой башни. В настоящее время он законсервирован.

Странноприимный дом или Шереметьевская Больница (НИИ скорой помощи Склифосовского)

Странноприиимный дом — устаревшее обозначение больницы-приюта для нищих и калек.

Центром первоначальной постройки служила Троицкая церковь, от которой расходились два крыла: в одном должна была располагаться больница, в другом — богадельня. Строительство было начато по инициативе супруги графа Николая Петровича Шереметева – Прасковьи Ивановны Жемчуговой. После родов она скончалась, и граф решил устроить Странноприимный дом как памятник в её честь. К проекту был привлечен итальянский зодчий Джакомо Кваренги: ему предстояло перестроить уже практически готовое здание. В результате, городская усадьба получила торжественный и монументальный облик «Дворца милосердия» в стиле эпохи классицизма.

Для строящегося заведения был разработан Устав, первый параграф которого гласил: «Оказывать помощь бедным и убогим, не спрашивая роду и племени».

Здесь оказывали помощь раненым в период Отечественной войны 1812 года и Севастопольской кампании, русско-турецкой, русско-японской войн и в дни Декабрьского восстания.

Сейчас в здании располагается Институт скорой помощи имени Николая Васильевича Склифосовского.

Доходный дом Миансаровой (Дом с изразцами)

Доходный дом в неорусском стиле (1908-1912). Принадлежал Елене Ивановне Миансаровой, дочери купца Ананьева, именем которого назван соседний переулок.

Керамика, используемая при отделке фасада дома, была изготовлена в Абрамцевских мастерских С. Мамонтова.

Главный дом усадьбы С.И Мамонтова

По адресу Садово-Спасская, д.6, расположен дом, который ранее был частью городской усадьбы Саввы Мамонтова.

Уникальное место. В нем, в годы расцвета С. Мамонтова бывали и жили Васнецов, Серов, Репин, Поленов, Врубель и другие хыдожники, имен которых известны всем.

Во дворе находится флигель, построенный в 1891-93гг по проекту Врубеля. Здесь художник имел квартиру и мастерскую

Стена Скорби

Монумент, возведенный по проекту Георгия Франгуляна, открыт 30 октября 2017 года (в день памяти жертв политических репрессий).

На высоких 6-ти метровых стенах выбиты множество безликих человеческих фигур числом около шести сотен, символизирующих масштабность репрессий. Между фигурами видны просветы, проходя через которые, можно почувствовать себя на месте репрессированных и осознать ценность человеческой жизни. На краях барельефа установлены скрижали, где на 22-х языках высечена заповедь «Помни». Площадь перед памятником выложена камнями из мест заключений и массовых расстрелов, лагерей ГУЛАГа.

Здание Наркомзема (Министерство Сельского хозяйства)

Памятник архитектуры. Стиль - конструктивизм. Построено в 1933 году по проекту А. Щусева.

В числе технологических новшеств, примененных в здании во время строительства, лифты непрерывного действия, которые работают до сих пор.

На мой взгляд - Садовое кольцо отличный пример того, как много интересного можно открыть для себя в казалось бы хорошо известном.

А нам осталось пройти Кремлевское кольцо (23 мая 2021 года мы осуществим эту затею).

https://wakeupmen.bitrix24.shop/all_events/item/2021-05-23-kremlevskoe-koltso/

Если вам понравилось - нажмите на кнопку 👍

А если вы присоединитесь к нам в наших выходах - то путешествия станут еще интереснее.

https://wakeupmen.bitrix24.shop/

Все фото с логотипом #wakeupmen - фото автора.

Все фото без логотипа - взяты из сети интернет.

Больше интересных статей здесь: Дача.

Источник статьи: Садовое кольцо. .