Согласитесь, что у любой медали две стороны. Не бывает светлого без темного, одно нужно для осознания противоположного. И самый здоровый вариант это видеть обе стороны, признавать их наличие и брать от этой дуальности то, что нужно именно вам.
Таким поклоном в сторону мира во всем мире приглашаю вас посмотреть на вальдорфский садик глазами того, кто водил туда двоих детей, работал там, и с любопытством смотрел по сторонам.
В первой статье расскажу о плюсах, в следующей - о минусах.
Нас в этот садик привела моя старшая дочь, темпераменту и мировосприятию которой идеально подошла вальдорфская педагогика. Трепетное отношение к детям, ритм жизни, продуманное вкусное меню, много прогулок на свежем воздухе, отсутствие столь модного раннего (преждевременного) развития.
Первые пару лет я постепенно разбиралась в том, что это за место. Отсутствие формализма меня покорило сразу.
Когда дочь была не готова отпустить меня (об этом я писала в статье про первый день в саду), меня не прогнали со словами "мамочка, мы сами справимся", а посадили в раздевалке с рукоделием в руках. Дали подшивать какую-то ткань.
Странно да? Зачем, казалось бы, сидеть там с иголкой ниткой, а не книжкой или телефоном?
И вот на этом примере можно увидеть, какой разной видится ситуация при разной осведомленности о причинах, следствиях и целях.
И так. Цель: ребенку привыкнуть к саду, расслабиться, ходить туда с радостью.
Методы: сначала ввести в садик маму, ведь именно через нее ребенок воспринимает доверие или недоверие к новому. Расслабленная, погруженная в дело мама это то, что нужно.
Если я буду сидеть с телефоном в руках буду ли я рядом? Нет. Мое тело тут, а я сама - нет. Такое присутствие родителей ребенок воспринимает как отсутствие. Нет ни отклика, ни сопереживания, ни тепла.
Рукоделие это своего рода медитация, то есть состояние, в котором ты здесь и сейчас, ум спокоен, сосредоточен на деле, тело расслаблено. Нет излишнего напряжения, возбуждения.
Ребенок выбегает из группы, проверить тут ли мама - тут, ей хорошо. Мама обнимает ребенка, и он убегает.
Скоро интерес и доверие к тому миру достаточен, чтобы отпустить маму. Она вернется.
Вот такой подход в саду во всем. Рисование акварелью на специальных листах большими кистями, восковыми мелками блоками, рукоделие, лепка из натурального пчелиного воска, прогулки, пальчиковые игры, много песенок и хороводов, внимание к ритмам природы и народным праздникам - всë это не для того, чтобы дети были заняты. Всë это для того, чтобы они росли, взрослели здоровым, гармоничным образом. У всего есть смысл, задача и цель.
Вальдорфская педагогика рассматривает ребенка в связи с его прошлым и будущим. То, какой он сейчас, это результат прожитого опыта (который анализируется и корректируется, если нужно), и то, что мы делаем сейчас, создает его будущее.
Более детально о вальдорфской педагогике в рамках садика расскажу в другой статье. Пока перейду к остальным плюсам.
Еда - тут она адаптирована к современным стандартам полезности. Не варенье с булкой и манка. Продукты заказываются у фермеров, хлеб пекут сами, ориентированы на здоровую полезную еду с минимумом сахара, рафинированных продуктов. Есть отдельные блюда для тех, кто не ест мясо/молочку/глютен.
Ритм - непременная часть здоровой психики дошкольников. Предсказуемые события изо дня в день.
Обязательные прогулки каждый день в любую погоду.
Общение с родителями - не формальное. Собрания всегда в уютной обстановке с чаем и домашней выпечкой. Совместное выполнение "детской программы", именно так мы, родители, можем понять, почувствовать, как и зачем дети проводят тут время.
И конечно, огромный плюс то, каким здесь становится ребенок. Садик не забирает ребенка, чтобы починить его и вернуть "удобным".
Обратите внимание: Топ-7 правил для успешной адаптации ребенка к детскому саду.
Садик приглашает родителей к совместной работе, изменению себя, повышению вниманию к тому, чем мы живëм (часто автоматически, не придавая своим действиям значения). Ребенок вместе с семье становится спокойнее, расслабленнее, он начинает петь, самостоятельно играть, красиво рисовать, улучшается речь без участия логопеда, движения становятся плавнее и красивее.Праздники. Здесь они создаются вместе с родителями. Это может показаться странным, но праздник - не показательное выступление детей перед родителями. Это совместное творчество. Родители показывают спектакль, заранее готовят дома всей семьей угощение, дети в группе шьют подарки, и все вместе поем песни, играем в игры. Оказывается, что детский праздник в котором дети и родители не разведены по разным стенкам, гораздо больше приносит всем радости и ощущения СОБЫТИЯ. И потом очень долго греет душу.
Игрушки, обстановка садика - отдельная продуманная сторона жизни садика. Тут основываются на идее, что окружать ребенка красотой и теплом важно для созидания чувства вкуса, ценности жизни и бережного отношения к себе и миру. Натуральные ткани приятных чистых цветов, деревянные, шерстяные материалы. Всë отражает тепло. Попробуйте с закрытыми глазами подержать в руках, потрогать несколько предметов по очереди: пластиковую игрушку, деревянный предмет, железный, стеклянный, шерстяной. Всë, что найдете дома из разных материалов. Прислушайтесь к своим ощущениям - именно чувствам, а не мыслям. Дети до 7 лет чувствуют всем телом, они улавливают все настроения, эмоции, состояния не через слова и ум (как нам это удобно и понятно), а через тело (как мы уже забыли жить и с трудом пускаем в себя ощущения без мыслей). Какие предметы отвечают вашим прикосновениям и отражают реальность мира? Деревянные предметы - их вес, упругость, тепло понятны и предсказуемы.
Пластиковый кубик - он большой, но легкий. Его вес непредсказуем. Его температура не очень понятна. Он жесткий или мягкий, тоже не знаешь наперед.
Синтетические ткани колючие, душные, скользкие. Не самые приятные ощущения.
Шерсть мягкая, теплая, согревает, тактильно разная, шершавая, проминается и сопротивляется.
И так далее по всем ощущениям. Предметы в группе красивые, рассказывают правду о мире, гармонично сочетаются, успокаивают, расположены удобно и красиво.
Группы разновозрастные. Это дает детям гораздо больше развивающих импульсов, чем любые занятия в кружках. Если посмотреть на младших детей в многодетной семье и сравнить их с ровесниками, единственными детьми в семье, то вы увидите большую разницу. Дети, имеющие перед глазами пример более старших, самостоятельных, умелых, ответственных деток, подражают им и осваивают навыки гораздо быстрее. Старшие же обучаются заботе о младших, легче справляются со своими нарциссическими наклонностями, в них развивается эмпатия и эмоциональный интеллект с удвоенной силой.
И это не все плюсы, но для начала и этого достаточно. Ведь есть и другая сторона медали))) О минусах расскажу в следующей статье! До встречи)
Больше интересных статей здесь: Дача.
Источник статьи: Что хорошо в вальдорфском детском саду.