Бессмысленное обучение в детском саду

Помимо семьи Тепляковых, неисчерпаемым источником контента для меня являются родительские форумы и группы. Из свежего - вопрос одной мамы, который в свое время задавала в соцсетях и я. Он звучит так - Посоветуйте детский садик для ребенка трёх лет, в котором нет занятий. 

Большинство отвечающих были, как минимум, до крайности изумлены, как максимум - обвиняли маму в недалекости ума. 

А как вы в школу идти собираетесь???
А зачем тогда вам вообще сад???
Вы что, вообще никогда ребенка ничему учить не собираетесь?
Чем вам занятия не угодили?
А одеваться и есть ложкой тоже учить не будете???

Слушайте, как же без детских садов человечество выжило, а? Прямо как в песне - Весь лохматый и в шкуре звериной он являлся бы в гости с дубиной. Если б не было, если б не было, если б не было занятий в садикеее... Как есть училось, как одеваться, как... А что ещё КАК - честно, даже придумать не смогла. Чему такому необходимо учить ребенка дошкольного возраста именно в формате занятий? Стол, стульчик, МарьИванна. Смотрите, дети, это ложка, ей едят? В три года дети обычно в курсе. И никто до трёх лет занятий на тему "Ложка и ее использование" - точно не проводил, обошлись как-то. Обошлись - а он в курсе, ну надо же. 

Смотрите, дети, это ромашка? Тоже обычно в курсе. А если нет - будет в курсе через пару лет. А кто-то всю жизнь ромашку от одуванчика не отличает, и ничего, живёт как-то. 

Смотрите, дети, вот красный цвет? И тут незадача - тоже знают обычно.

Вот ромб? А этого могут не знать, да. Тогда другой вопрос - зачем это знать в три года? Ромб, квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник. Всего шесть фигур. В три года не в курсе, в шесть обычно будет знать почти все, при том, что ни разу не присутствовал ни на одном занятии, этим фигурам посвященном. А те, которые не знает - пару раз назовёте и вуаля - знает. 

Вот три яблока, найди цифру три? А это уже программа первого класса школы, стоп. Не задача трехлетнего возраста. И в обычных садиках, дети из которых идут потом в обычные школы, этих задач перед детьми не ставят.

Что ещё? Рисование, лепка? Взяли одинаковые кусочки... Скатали одинаковые колбаски... Вот, дети, это пушка с ядрами!

Нужны ли детям эти технические навыки? В принципе да. Мелкая моторика, опять же, тоже вещь нужная. Вот только сколько там этих технических навыков? Тоже не слишком много. И есть ли творчество в этих пушках по образцу? Сомневаюсь.

Музыка, физкультура?

Обратите внимание: Топ-7 правил для успешной адаптации ребенка к детскому саду.

Ну... К этим двум я наиболее лояльна. Но тоже - действие по образцу хорошо воспитывается. Творчество - не думаю. А рисование, музыка - все же про творчество. Что же до физкультуры - по мне, просто детская площадка для выгула группы поразнообразнее - и проблема практически решена. Дети сами прекрасно бегают, прыгают, ползают и лазают.

Естественно, если ребенка привести в пустую комнату, в которой нет ни бумаги, ни красок, ни спортивных снарядов, ни конструкторов - вряд ли он чему-то научится там. А если в этой комнате будут в свободном или хотя бы в определенное время свободном доступе материалы для творчества и конструирования, и рядом - увлеченный СВОИМ творчеством взрослый, который вообще ничего детям не навязывает, а просто рисует и лепит сам - такой процесс обучения будет гораздо более эффективным. 

На таком подходе - взрослый творит, ребенок рядом, богатая среда - основаны орф-занятия, игра в глину, свободное рисование и так далее. На подобные занятия в Москве попасть нетрудно, их реализуют многие детские клубы. В детских садах такие занятия тоже бывают, как правило в вальдорфских. Почему так не занимаются с детьми в садах обычных? Ответ, в общем-то, на поверхности. Какая там богатая среда, когда их 30 человек, и они в этой самой среде МарьИванну и закопают? Плюс общая ригидность. Всегда так было, всегда так будет, ишь чё удумали.

Хотя, на самом деле, не всегда, а лишь лет 50 максимум как. До этого столетиями человечество дошколят вообще не трогало. Лишь к хозяйству привлекало, если была в таковом необходимость. Лет в 8 - гимназия, либо гувернер, наставник, если сословие повыше. До восьми - просто общение. Просто быт. Просто среда. С восьми лет дети высшего сословия стремительно вырывались вперёд по образованности. До восьми - все были примерно одинаковы. Ну, возможно, Николай из дворянской усадьбы лучше чесал языком, чем деревенский Прошка, зато Прошка коня уже в шесть лет седлает. И оба - совсем не дураки, и ложку в ухо не несут.

Вот не случайна эта цифра - 8 лет. Примерно в 7-8 лет наступает то время, когда ребенок гораздо больше получит от МарьИванны (дети, смотрите) - чем просто в общении. От МарьИванны, из обучающих видеороликов, из книг. С семи-восьми лет - время прямого обучения, время МарьИванны. С пяти - отдельные элементы этого самого прямого обучения. В три года - неэффективно, совсем. Быт, общение.

Ставим на стол столько тарелок, сколько человек в семье. Ух ты, какое КРАСНОЕ яблоко. Хи-хи, ТРЕУГОЛЬНАЯ печенька. Там написано - МЕТРО.

Если с маленьким ребенком просто жить - он будет знать ровно столько и даже больше, сколько и усердный ученик МарьИванны. Так стоит ли напрягаться?

А вот ценность детской свободной игры в богатой среде - очень несправедливо преуменьшена. Впрочем об этом я писала много раз, и повторяться мне не хочется. И желание уже многих мам ригидную систему слегка покачать, выискивая для своих детей детские заведения, культивирующие свободную игру и общение - вполне понятно. 

Больше интересных статей здесь: Дача.

Источник статьи: Бессмысленное обучение в детском саду.