Как развивать память ребёнка

Ребёнок закончил первый класс, а не помнит, как звали соседку по парте, с которой сидел рядом целый год, как пишется буква Е, в какую сторону она смотрит, как зовут учительницу - то ли Елена Максимовна, то ли Елена Михайловна. Что касается вопросов учебной программы, то тут ещё сложнее – вроде бы всё учили, но ничего воспроизвести не может. У ребёнка явные проблемы с памятью.

Что делать? Как развивать память? Конечно, лучший вариант – найти хорошего психолога. А если нет такой возможности, то самим попробовать помочь своему ненаглядному чаду.

Для начала необходимо проверить способность к запоминанию информации. Для этого существует простые тесты. Их проводят воспитатели ещё в детском саду.

Тест Симерницкой Э.Г. Этот тест позволяет оценить зрительную память, важную для учебы. Положите перед ребенком 9-10 разрезных картинок с самыми разными предметами (мяч, цветок, воздушный шар и т. п.), таких картинок в интернете множество, можно распечатать понравившиеся. Дайте своему школьнику две минуты, чтобы внимательно рассмотреть все предметы, а потом попросите отвернуться и уберите 1-2 карточки. Пусть ребёнок ответит, чего не хватает. Если ему это удается с первой попытки, то все в порядке, но если даже с пятой попытки он затрудняется сказать, какие карточки отсутствуют - это довольно тревожный признак.

multiurok.ru Эта картинка больше подойдёт для девочек. Ребёнок может не знать, что за овощ крайний слева в среднем ряду, подскажите, это репка. infourok.ru Эта картинка больше подойдёт для мальчиков.

Тест Лурия А.Р. Этот тест покажет, как у ребенка развита произвольная память, именно она является важнейшим элементом в обучении. Попросите запомнить слова. Называйте без лишний спешки (с паузой в
2-3 секунды) десять слов, которые ребенок хорошо знает, но они не должны быть связаны между собой логически. Например: кошка, школа, ложка, качели, лес, варенье, машина, море, молоко, слон. Или: яблоко, солнце, книга, ёжик, стол, улица, торт, сапоги, ворона, кубики. Попросите ребенка воспроизвести те слова, которые он запомнил, и отмечайте на бумаге, сколько слов он назовёт сразу. Потом повторите ряд слов и дайте вторую попытку. Отложите тест на час-полтора, после этого попросите вспомнить, какие слова вы называли.

Если ребенок вспомнил 3-4 слова в первый раз — это говорит о нормальной способности к запоминанию. При второй попытке ребёнок с нормальной памятью должен назвать не менее 6-7 слов. Через час он должен вспомнить не менее 5-6 слов. При высоких запоминающих способностях ребенок после второй попытки сможет назвать от 8-10 слов, а при низких показателях — от 0 до 2.

Если родители недовольны результатами тестов, нужно заняться улучшением памяти своего ученика.

Начинать тренировать память нужно с элементарных вещей: запомнить фамилию, имя, отчество свои и своих родственников (мамы, папы, бабушек, дедушек, можно и про тётю с дядей не забыть); выучить наизусть домашний адрес, адрес школы, адрес бабушки; запомнить номера мобильных телефонов мамы и папы. Если идёте в магазин, предложите ребёнку запомнить перечень необходимых покупок.

Игры – очень важный элемент в тренировке памяти. Начинайте с простейших.

1. «Запоминалки». На страничке 9-10 картинок. Дать ребёнку посмотреть на них примерно 20 секунд, затем закрыть картинки и попросить назвать, что запомнил.

infourok.ru

Задания можно постепенно усложнять: подобрать картинку-пару, вспомнить, сколько было предметов и пр.

Фото автора Фото автора

2. «Путешествие в Африку». Поиграть в эту полезную игру можно вечером, когда вся семья в сборе, или утром, по дороге в школу. Вы начинаете и говорите: «Я была в Африке и видела там слона». Задача ребенка повторить название вашего животного и добавить своего («Я был в Африке и видел там слона и мартышку». Третий член семьи должен перечислить уже названных зверей и добавить одного от себя («Я был в Африке и видел там слона, мартышку и удава»). Хорошо, если длина цепочки до первой ошибки (пропуск или перестановка названий животных) будет хотя бы 15 слов. Подобная игра была ещё у детей в советской школе «Дама поехала на бал». Дама поехала на бал. Она взяла с собой чемодан вещей. А в чемодане был веер. Другой участник должен добавить в чемодан ещё какую-то одну вещь, но не забыть, что уже там лежало: «Дама поехала на бал. Она взяла с собой чемодан вещей. А в чемодане был веер, пудра». Очередной игрок добавляет: «…в чемодане были веер, пудра, зонтик». Следующий повторяет всё перечисленное и добавляет своё: «…в чемодане были веер, пудра, зонтик собачка». Чем больше необычных вещей положите в чемодан, тем интереснее будет игра, главное – не забыть уже перечисленные предметы. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не ошибется при повторении названий упомянутых ранее вещей.

3. «Следователи». Для развития памяти и внимания нужно научить ребёнка подмечать детали.

Обратите внимание: Топ-7 правил для успешной адаптации ребенка к детскому саду.

Попросите его посмотреть внимательно на предметы в комнате. Потом закрыть глаза и перечислить всё, что здесь находится, — расположение мебели, элементы декора, оттенок ковра. Взрослый убирает/добавляет какой-либо предмет, или переставляет стул, или перевешивает картину, или загибает угол ковра. Ребёнок должен сказать, что в комнате изменилось.

4. «Вольный художник» - игра на развитие слуховой памяти и внимания.

Задание: прочитайте детям рассказ и предложите им нарисовать его содержание. «В воскресенье я вылепил трех замечательных снеговиков. Один получился большой, другой - поменьше, а третий - совсем маленький. Руки первого и второго - снежные комочки, а у третьего – сухие ветки. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из угольков».

5. «Назови словечко» - игра на развитие слуховой памяти и внимания

Вы говорите ребёнку несколько пар слов, связанных по смыслу. Например: туча — дождь, ночь — луна, заяц – морковка; тарелка – ложка; мышь – сыр; коза – капуста; школа – портфель; медведь – мед; белочка – орешки и т. д. А потом произносите лишь первое слово, а малыш должен сказать второе по памяти. Если больше половины пар слов ваш ученик воспроизводит верно, это уже хороший показатель развития смысловой памяти.

6. «Сочинитель». В игре требуется умение пересказать текст, это способствует развитию смысловой памяти ребенка.

Например, можно предложить такой вариант рассказа:

«На лугу гуляли куры с цыплятами и утки с утятами. Утка повела своих утят искупаться в пруду. За ними побежали и цыплята. А мама-квочка закудахтала: «Куд-куда-куда-куда? Там опасная вода!» Остановились цыплята, не полезли в воду».

Детям дошкольного возраста рассказ зачитывается. Первокласснику лучше читать самому. Затем ребенка просят воспроизвести прослушанное как можно ближе к тексту. Следить надо за тем, чтобы не нарушалась последовательность событий, не упускались важные детали.

7. Скороговорки – отличное упражнение для развития речи и памяти. Сначала предлагаются короткие, простые и несложные в произношении скороговорки.

- Серая кошка сидит на окошке.

- У ежа и елки иголки колки.

- Шапка да шубка – вот и весь Мишутка.

- Вставай, Архип, петух охрип.

- Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.

Потом предлагаются сложные скороговорки.

- Как хорош пирожок – внутри творожок.

- Кошка Крошка на окошке кашку кушала из плошки.

- Ты нас, мама, не ищи: щиплем щавель мы на щи.

- На дворе трава, на траве дрова.

- От топота копыт пыль по полю летит.

Когда ребёнок хорошо запомнит скороговорки, можно предложить ему научить скороговоркам друзей.

8. Загадки – в них дано замысловатое описание основных признаков того или иного предмета, детям приходится включить свою память, сообразительность, сопоставить признаки и догадаться, о чём идёт речь

- Живут по соседству, а увидеть друг друга не могут (Глаза)

- Сидит на ложке, свесив ножки (Лапша)

- Над избушкой бабушки повисло пол-оладушки.

Собаки воют, лают, да только не кусают (Месяц)

- Живут семь братьев, возрастом равных,

А по именам – разных (Дни недели)

Загадки не должны быть слишком сложными. Предложите ребёнку учить загадки наизусть, а потом самому читать их другим ребятам.

9. Стихи и песни – о пользе запоминания стихов знают все. Заучивание отрывков стихотворений А Барто, Е. Благининой, К. Чуковского и других детских поэтов тренирует память, развивает речь, улучшает дикцию.

10. Ассоциации. Психологи называют этот приём мнемотехникой. Благодаря ассоциациям можно превращать текст школьного учебника в запоминающиеся образы. Так, буква Д запомнится первокласснику, потому что она похожа на домик. «Буква Б с большим брюшкОм, в кепке с длинным козырьком» (А. Шибаев). «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» — предложение, которое помнит с детства любой школьник. С помощью этого приёма можно запомнить не только цвета радуги. Предложения-подсказки удобно создавать почти к любому заданию на запоминание. Например, необходимо выучить последовательность планет Солнечной системы: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Чтобы было проще, придумайте предложение из восьми слов, которые начинаются на ту же букву, что и названия планет: «Мальчик Вася забил мяч. Юра сказал: «Ура! Ничья!»

https://deti.mann-ivanov-ferber.ru

Чтобы развивать память ребёнка, нужно не только следовать советам педагогов и психологов, но и придерживаться рекомендаций врачей:

- Следите за сном ребёнка. Согласно некоторым исследованиям канадских и американских учёных, одна из особенностей развития памяти у детей — при недосыпе работа мозга ухудшается. Если часто не высыпаться, информация влетает в одно ухо и вылетает из другого.

- Добавьте в рацион ребёнка продукты, содержащие кислоты Омега-3 и Омега-6, доказано, что именно эти вещества улучшают память. К таким продуктам относятся грецкие орехи, морская рыба, шоколад, оливковое масло, свежие овощи.

- Следите, чтобы длительность занятий не превышала 15-20 минут. Не заставляйте заниматься насильно. Все упражнения – только в игровой форме, без принуждения.

Подведём итог.

В статье описаны простые приёмы, которые помогут школьнику тренировать память. Хорошая память – залог успешной учёбы. Эти полезные навыки пригодятся и в будущей работе, и просто в жизни.

Надеюсь, статья была вам полезна.

Удачного учебного года вашему ученику!

Больше интересных статей здесь: Дача.

Источник статьи: Как развивать память ребёнка.